19:15 

Кино 789-801

Queen Kong
Дорога мой дом, и для любви это не место

Неделя молодежных комедий. Часть 2



Здесь всё, что осталось: девчачьи переживания и первая любовь - «Ангус, стринги и поцелуи взасос», переодевания и внедрение в стан врага - «Парни из женской общаги», обмен телами между прелестной блондинкой и противным уголовником - «Цыпочка», снова обмен, только между матерью и дочерью - «Чумовая пятница», кое-что о роли репутации - «Отличница лёгкого поведения», шоу с переодеваниями - «Он – моя девушка», будни студенческих братств - «Месть ботаников», способы не вылететь во время сессии - «Мертвец в колледже», шведский вариант "Дня сурка" - «Снова голый», история поисков выпивки для вечеринки - «SuperПерцы», молодежные забастовки против всего и всех - «ППУ», одна из ранних работ Кевина Смита - «Тусовщики из супермаркета», жизнь американских интернов - «Медицинская академия».


Гуриндер Чадха «Ангус, стринги и поцелуи взасос»
Великобритания, 2008 год
В ролях:
Джорджия Грум, Аарон Тейлор-Джонсон, Карен Тейлор, Алан Дейвис, Элинор Томлинсон, Джорджия Хеншоу, Мандживен Грюал, Кимберли Никсон, Шон Бурк, Томми Бастоу, ...
Сюжет. Четырнадцатилетняя Джорджия Николсон живёт с надоедливыми родителями, которые её не понимают, и противной трёхлетней сестрой. А Джорджия между тем мечтает стать блондинкой, иметь нос поменьше и бойфренда. Читая остроумные записи её дневника, зритель погружается в мир подростковых будней с их радостями, разочарованиями, эмоциями, курьезными ситуациями и различного рода переживаниями.
Мини-отзыв.
– You think I’m perfect?
– I think you’re mad. You’re perfectly mad.

Повести и романы, написанные в виде повествования от лица главного героя-подростка, – не новое явление в литературе: тут и многочисленные работы Жаклин Уилсон, если говорить о девочках, и «дневники интеллектуала» от Сью Таунсенд, если говорить о мальчиках. В кинематографе такой прием чаще встречается в сериалах, которые можно увидеть на каналах вроде «Диснея» и «Николодеона». Однако последний довольно часто спонсирует полнометражные фильмы, рассчитанные на детскую и подростковую аудиторию. Это имело место и в случае с экранизацией романов Луиз Реннисон, посвященных переживаниям весьма приятной героини Джорджии Николсон, связанным с взрослением и первой любовью.
Больше всего картина, конечно, понравится тем, кто еще не забыл, что такое подростковый возраст или вовсе пока из него не вышел. Скучная школа, ничего не понимающие родители, придирки к собственной внешности, красивые парни, несколько подружек и бесконечные обсуждения всего на свете: от телепередач до вечеринки своей мечты – трудно найти человека, который бы не прошел этот этап в своей жизни. Позже, во взрослой жизни, тогдашние проблемы кажутся мелкими и никчемными; одних людей они раздражают, других забавляют, так что лента Чадхи придется по вкусу скорее последним, чем первым.
Сюжет с попытками завоевать парня, избавиться от соперницы и устроить крутую вечеринку, несложен и не нуждается в пояснениях, так что можно перейти к другим деталям фильма. В немалой степени его украшает исполнительница главной роли Джорджия Грум, симпатичная и эмоциональная – ее героиня получилась настолько яркой, что с легкостью затмила Аарона Джонсона, притом что у него-то актерский багаж куда весомее. В общем и целом актерский ансамбль получился приятный, а особенно хорош огромный и пушистый Бенни, которому пришлось выдержать немало погонь и переодеваний.
В отличие от множества «жестких» фильмов о рано взрослеющих подростках, Чадхе удалось изобразить светлую и беззаботную пору перехода от детства к юности: её персонажам вовсе не нужно бегать от полиции, торговать телом и вступать в уличные банды. Самые серьезные проблемы в их понимании – чересчур длинный нос, «неправильный» цвет глаз, неумение целоваться взасос и невзаимная любовь. Да и эти проблемы, в конечном счёте, легко разрешаются или вовсе исчезают, даря зрителю стопроцентный хэппи-энд – и здесь он вполне оправдан, закономерен, определен всем ходом фильма. Так что если вы хотите сермяжной правды о жизни подростков с чернухой и прочими прелестями, то вам поможет Гай Германика, а если вдруг обуяла тоска по чему-то розовому и пушистому, то Чадха – самый лучший вариант.

Уоллес Володарски «Парни из женской общаги»
США, 2002 год
В ролях:
Бэрри Уотсон, Майкл Розенбаум, Харланд Уильямс, Мелисса Сейджмиллер, Тони Денмен, Брэд Бейер, Кэтрин Стоквуд, Хизер Матараццо, Ивонн Шио, Керри Хигути, ...
Сюжет. Друзья-студенты Дэйв, Адам и Дуфер не раз попадали в переплет, но на этот раз судьба угостила их ну очень сурово, их вышибли из мужского общежития родного колледжа на улицу, ветер в карманах и отсутствие крыши над головой заставляют людей соображать очень быстро, и вот уже коллективный разум друзей производит на свет план настолько же гениальный, насколько безумный: они решают выдать себя… за девушек и найти приют в стенах женского общежития! Да здравствуют парики, косметика и депиляторы! Благодаря им больше нет трио мачо-плейбоев. Есть Дэйзи, Адина и Роберта, троица дюжих «студенток».
Мини-отзыв.
«Парни из женской общаги» – типичный пример того, как может выглядеть «Некоторые любят погорячее», изложенное языком молодежной комедии. Конечно, переодевание парней в девушек в фильмах подобного жанра встречается нередко, но в данном случае на этом построен весь сюжет. Дэйзи, Адина и Роберта не только находят кров, но и обретают друзей среди девушек-отщепенцев, оказавшихся за бортом в силу неприглядной внешности. Разглядев женскую жизнь изнутри, парни меняют угол зрения, под которым рассматривали девушек раньше. Параллельно с этим разворачиваются две романтические линии: забавная (парень, влюбившийся в собственного брата в женском обличии) и серьезная (глава братства D.O.G. и Дэйв/Дейзи).
В первую очередь бросается в глаза идея конфликта двух братств: того, где сконцентрированы альфа-самцы, и женского с феминистским уклоном. Парни обстреливают гостиную девушек фаллоимитаторами из огромной рогатки, а девушки раздают листовки, призывая не быть просто секс-куклами для мужчин. Сам по себе этот сюжетный ход достаточно интересен, но реализация могла бы быть и поярче.
Очень фактурно выглядят Бэрри Уотсон, Майкл Розенбаум и Харланд Уильямс в женских образах. Их перевоплощения заставляют взглянуть на женскую сущность как бы со стороны, посмеявшись над определенными моментами. Редко где увидишь, что конфликт женского и мужского начал раскрыт так непринужденно. Меняя пол, герои сталкиваются с совершенно иным отношением к себе людей: теперь им приходится противостоять постоянным домогательствам и сексистским выпадам. Воистину, мужчина сможет понять женщину, только оказавшись на ее месте!
Как и можно судить по описанию ленты, юмор в основном построен на обыгрывании бытовых ситуаций, так что в бездну пошлости он не скатывается. Конечно, местами не обошлось без привычных клише вроде боя на дилдо или решающего футбольного матча, где девочки то попадают под струи холодной воды, то вываливаются в грязи. Но в целом фильм подшучивает над поднимаемыми темами мягко, хоть порой и глуповато. Умопомрачительно смешной комедией «Парней» не назовешь, но с задачей поднять настроение они справляются, пусть и не так оригинально, как хотелось бы.
Подводя итог, работу Володарски можно назвать комедией средней руки, молодежной скорее по духу, чем по набору используемых штампов, снабженной неплохой романтической линией. Проходя мимо нее, зритель едва ли что-то потеряет, но и жалеть о просмотре не придется – определенный позитив после этого останется.

Том Брэди «Цыпочка»
США, 2002 год
В ролях:
Роб Шнайдер, Анна Фэрис, Мэттью Лоуренс, Эрик Кристиан Олсен, Роберт Дави, Мелора Хардин, Александра Холден, Рэйчел МакАдамс, Марица Мюррэй, Фэй Хаузер ...
Сюжет. Однажды проснувшись, популярная, но довольно неприятная в общении примадонна средней школы, понимает, что она стала… 30-летним мужчиной, мягко выражаясь, совсем не фотомодельного вида. Во время того, как она пробует выяснить, почему это случилось и как, черт возьми, она может вернуть свой прежний облик, девушка начинает понимать насколько поверхностной и недалекой она была раньше.
Мини-отзыв.
Обмен телами – довольно популярный фантастический прием, который обладает неплохим комедийным потенциалом. Ведь поменяться можно с человеком другого пола и возраста, что порождает немало забавных ситуаций. Интересно, что большинству таких фильмов свойственна одинаковая развязка: будучи в чужом теле, герой парадоксальным образом решает собственные проблемы, и лишь после этого обретает свою старую и привычную оболочку. Примеров много: «Мальчик в девочке», «Чумовая пятница», «А вот и невеста» и другие. В такого рода картинах многое держится на исполнителях главных ролей – как они сумеют передать сумбур, охватывающий человека при осознании того, что он находится в чужом теле.
В дебютной работе Тома Брэди в главных ролях задействованы Рэйчел МакАдамс и Роб Шнайдер. Причем девушке уделено не слишком много экранного времени: начало фильма немного раскрывает ее образ – слегка стервозная и привыкшая получать то, что хочется, но в то же время романтичная особа; а в конце мы лицезреем ее с душой мелкого грабителя в соответствующем окружении. Гораздо ярче блистает Роб Шнайдер как актер на тот момент куда более узнаваемый и харизматичный.
С основной задачей – изобразить девушку в мужском теле – актер, по большому счету, справился неплохо. Конечно, он не избежал некоторой манерности, но сценарий обыгрывает и этот, казалось бы, недостаток, придавая ему забавное звучание. Роб щеголяет в обтягивающей одежде девчачьих расцветок, пытается раскрутить официанта на бесплатное мороженое, зажигает на дискотеке и пытается научиться управляться с аппаратом, который ему отпустила природа для мочеиспускания. Ему даже предстоит выступить на соревновании черлидерш, с чем он справляется практически на пятерку. Всё это выполняется Шнайдером в сопровождении занятной мимики, заставляющей вспомнить Джима Варни в роли Эрнеста. Так что, какими бы глуповатыми порой ни казались ситуации, они всё же способны немало повеселить.
Сюжет, к которому приложил руку сам исполнитель главной роли, довольно динамичен и нигде не провисает. Герой Мэттью Лоуренса, пожалуй, чересчур слащав, но это искупается оригинальной романтической линией, связывающей Эйприл (в отличном исполнении Анны Фэрис) и тело, в котором оказалась заключена ее лучшая подруга. Радует некоторая мифическая подоплека, сопровождающая обмен телами: благодаря ей история получается глубже и интереснее. Да и вообще для киноподелки подобного рода сценарий Шнайдеру и Брэди положительно удался.
«Цыпочку» можно рассматривать как молодежную комедию с изрядной долей романтики, избавленную от привычной зацикленности на сексе, вместо которой тут появляется незамысловатый бытовой юмор. В целом фильм забавный, так что разок посмотреть его определенно стоит.

Марк Уотерс «Чумовая пятница»
США, 2003 год
В ролях:
Джейми Ли Кёртис, Линдси Лохан, Марк Хэрмон, Харольд Гулд, Чад Майкл Мюррэй, Стивен Тоболовски, Кристина Видал, Райан Малгарини, Хейли Хадсон, Розалинд Чао, ...
Сюжет. У доктора Тэсс Колман и ее пятнадцатилетней дочери Энн совершенно разные взгляды на жизнь. У них расходятся вкусы абсолютно во всем – моде, музыке, им нравятся совершенно разные типы мужчин. И однажды в четверг их разногласия достигают апогея. Тэсс не одобряет музыкальные пристрастия дочери, а Энн терпеть не может друга своей матери и активно возражает против их свадьбы. Но внезапно все меняется самым чудесным образом. В пятницу два непримиримых врага проснувшись, внезапно обнаруживают, что они поменялись телами.
Мини-отзыв.
Один из самых удачных проектов Марка Уотерса (в том числе и в отношении кассовых сборов) был снят по мотивам одноименной книги Мэри Роджерс, написанной в 1972 году. Существует еще две экранизации: ТВ-версия 1995 года и фильм 1976 года с маленькой Джоди Фостер от всё той же кинокомпании Дисней. Не могу объективно сравнить все три работы, но, надо полагать, последний по хронологии вариант по мироощущению как-то ближе и понятнее современному зрителю.
«Чумовую пятницу» можно отнести к разряду молодежных комедий не совсем обычного плана, то есть не тех, где первую скрипку играют секс, наркотики и рок-н-ролл, а тех, что повествуют о бытовых проблемах младших подростков вроде самоопределения, отношений с родителями и первой влюбленности. Другой представитель этой ниши – более поздний «Ангус, стринги и поцелуи взасос», но в целом здесь довольно много картин производства Диснея и Николодеона – все и не упомнишь.
Поскольку фильм ярко выраженного семейного формата, сортирного юмора в нем нет – в основном посмеяться предлагают над теми казусами, которые так или иначе сопровождают обмен телами. Дочери предстоит изображать квалифицированного психолога и давать пресс-конференцию по поводу своей новой книги – притом что в психологии она, разумеется, не разбирается от слова совсем. Кроме того, она должна быть милой с будущим отчимом, с которым у ее матери завтра свадьба. Мать же, оказавшись в юном теле, сталкивается с не меньшими трудностями: ей надо воскресить в памяти школьные знания, адекватно общаться с подругами и без пяти минут парнем, а также достойно выступить на рок-концерте. Так и выясняется, что оказаться в чужой шкуре – не так легко, как кажется на первый взгляд.
По традиции обмен телами происходит не ради забавы, а с целью обрести взаимопонимание и наладить правильный климат в семье. Сюжет плавно подводит зрителя к той мысли, что большинство проблем, возникающих между отцами и детьми, коренятся в неумении наладить конструктивный диалог и взглянуть на ситуацию чужими глазами. Обе героини до постигшей их метаморфозы донельзя эгоцентричны в том смысле, что не умеют судить о вещах кроме как с собственной колокольни. И лишь колдовские чары заставляют их проникнуться взаимопониманием и бескорыстной любовью друг к другу. Можно назвать это слащавой диснеевской моралью, но в оторванности от жизни проблематику «Чумовой пятницы» точно не обвинишь.
Вкупе с интересной игрой Джейми Ли Кёртис и Линдси Лохан (жаль, что попадания мяча в голову сказались на ее дальнейшей карьере) получается довольно забавная и вполне годная для приятного коротания вечера комедия, хоть и лишенная каких бы то ни было сценарных и актерских изысков.

Уилл Глак «Отличница лёгкого поведения»
США, 2010 год
В ролях:
Эмма Стоун, Пенн Бэджли, Аманда Байнс, Дэн Берд, Томас Хейден Чёрч, Патришия Кларксон, Стэнли Туччи, Кэм Жиганде, Лиза Кудроу, Малкольм МакДауэлл, ...
Сюжет. Главная героиня – девушка Олив, над которой насмехаются из-за пущенного слуха о потере ею невинности в школе с пуританскими нравами. Но она превращает этот слух в достоинство и сразу становится популярной, заметно пошатнув школьные устои.
Мини-отзыв.
– Люди прослышали, что у тебя был секс, и бах! – ты уже красотка.
В основе фильма лежит довольно интересная идея сценариста Берта В. Рояла: он переплел реалии современной американской школы с событиями проходимой на уроках литературы культовой книги Натаниэля Готорна «Алая буква». Роман рассказывает о женщине, которая в век суровой морали забеременела в отсутствии мужа, после чего ее приговорили к ношению на одежде алой буквы «А», напоминающей, что она повинна в адюльтере. Когда в школе начинают на каждом углу шептаться о половой жизни Олив, она, подобно литературной героине, нашивает на сексуальные корсеты алую «А», делая себя современной Эстер Прин. Пуритански настроенная группа учеников подвергает ее остракизму, а озабоченные одноклассники в открытую пристают, предлагая заняться сексом за скидочный купон в магазин одежды. Олив противостоит всему этому с ироничным спокойствием, пока паутина лжи не разрастается слишком широко.
На примере «Отличницы легкого поведения» можно проследить, как интересно порой эволюционируют картины о проблемах молодежи: если в нулевые экраны наводнил секс и море пошлых шуточек, то теперь этим никого не удивишь. Вот и приходится сценаристам изворачиваться, придумывая что-то качественно новое и заодно исполненное аллюзий с классикой, будь то признанные шедевры литературы или кино восьмидесятых. Ну а как же, критик нынче строгий – чем интеллектуальнее выйдет продукт, тем выше оценки.
Конечно, по большому счету у Уилла Глака получилось не шедеврально умное кино, однако от привычного шлака, с которым ассоциируется понятие «молодежная комедия», оно всё же отличается. Взять хотя бы героиню, которая изъясняется предложениями, содержащими больше, чем пять слов – уже оригинально. Кроме того, Эмма Стоун воплотила на экране девушку с удивительно приятным характером: незлобливым и в то же время независимо-ершистым. В том, что яблоко от яблони недалеко падает, мы убеждаемся, глядя на ее родителей: Стэнли Туччи и Патришия Кларксон зажигают в роли современных, продвинутых мамы и папы с отличным чувством юмора.
К концу просмотра нельзя не проникнуться ироничной позицией авторов, высмеивающих извечный интерес людей к чужим постельным делам: эта девушка переспала с половиной школы, этот парень гей и так далее. Как правило, обсуждение чужой личной жизни – признак глубоко неудавшейся собственной. И хотя пуританские нравы уже не в моде, слухи и шепотки по-прежнему имеют силу. Сколько их, людей, желающих заклеймить буквой позора тех, чья интимная жизнь удалась лучше!
Безусловно, «Отличницу легкого поведения» нельзя назвать идельной – есть в ней и шероховатости, и недочеты. Но создателей фильма всё равно стоит похвалить за выбранный ими стиль изложения: современный, динамичный, независимый и немного вычурный. Благодаря этому у них получилась не штампованная комедия, а что-то близкое к определению штучного продукта.

Гэбриэлль Бомонт «Он – моя девушка»
США, 1987 год
В ролях:
Т.К. Картер, Давид Халлидей, Дэвид Кленнон, Misha McK, Уорвик Симс, Дженнифер Тилли, Моника Паркер, Биби Беш, Дэбби Белл, Роберт Клотуорти, ...
Сюжет. Молодой неизвестный музыкант выигрывает участие в конкурсе. Ему присылают два билета. По условиям организаторов он должен приехать на конкурс со своей девушкой. Девушки у него нет, зато есть менеджер – здоровый негр. После долгих терзаний на тему: «ехать одному? не ехать вообще?» им приходит в голову идея, переодеть менеджера в женскую одежду и выдать за девушку музыканта…
Мини-отзыв.
После блестящей картины Билли Уайлдера другие вариации на тему переодевания мужчины в женщину появлялись достаточно регулярно. В конце концов, это неплохой комедийный прием, особенно если его расцветить так, чтобы он не выглядел набившим оскомину. В 1985 году вышел «Парень что надо» – своего рода приквел этой истории, где девушка переодевалась парнем, дабы ее воспринимали всерьез. Не мудрствуя лукаво, Гэбриэлль Бомонт привнесла следующий элемент новизны: в девушку у нее перевоплощается здоровенный черный парень, что должно повергать зрителя в когнитивный диссонанс и вызывать тонны смеха.
Кое-что и впрямь выглядит забавно: например, подход Реджины к выбору гардероба или то, насколько странной парой выглядят они с тщедушным Брайаном. Но в целом Т.К. Картеру не удалось по-настоящему смешно вжиться в женский образ: он остался мужчиной в юбке, не старающимся изобразить очаровательную чернокожую кокетку. Переодеться, напялить парик и наклеить ногти – это не всё, что нужно, чтобы стать женщиной.
Конечно же, по все законам жанра, на Реджину западает мужчина, а сама она – мужская ее ипостась – влюбляется в очаровательную ассистентку по имени Таша. Брайан тоже встречает свою любовь в образе официантки-скульпторши. Всё это порождает ряд комических ситуаций, из которых герои выбираются с немалым трудом. Юмор в основном довольно тривиальный, но с задачей создать позитивный настрой сценаристы, по большому счету, всё же справились. Действие развивается динамично, так что сильно скучать не приходится. Развязка неплохая и вполне соответствует духу ленты.
Среди второстепенных героев выделяется Саймон Следж в исполнении Уорвика Симса, известного по ряду сериалов. Его герой – спивающаяся рок-звезда, застрявшая в прошлом, когда от артиста требовалось только выходить на сцену и раздавать себя фанатам. Теперь же наступила совсем другая эпоха, и чтобы быть популярным, надо иметь продюсера и снимать дурацкие клипы. Всё это Саймону чуждо, так что он, в ожидании всё не приходящего вдохновения, отдает себя во власть дурмана. Образ получился очень яркий и жизненный, запомнившись не хуже главных героев.
Несмотря на прохладный прием зрительской аудитории, в 1993 году появился сиквел «Все что угодно ради любви» – он вышел сразу на видео, однако в чем-то получился лучше и свежее работы Бомонт. Однако есть у фильма «Он – моя девушка» неоспоримый плюс: он неплохо передает веселую атмосферу восьмидесятых с этими яркими, эклектичными нарядами, всеобщим засильем телешоу и множеством начинающих рок-групп. Так что в целях ознакомления, если вам еще не надоела тема переодеваний, посмотреть картину, пожалуй, стоит.

Джеф Кэнью «Месть ботаников»
США, 1984 год
В ролях:
Роберт Кэрредин, Энтони Эдвардс, Тимоти Басфилд, Эндрю Кассес, Кертис Армстронг, Лэрри Б. Скотт, Брайан Точи, Джулия Монтгомери, Мишель Майринк, Тед МакГинли, ...
Сюжет. В Адамс-колледже всем заправляют спортсмены, объединенные братством Альфа-Бета. И когда в студенческом городке появляются «социально неприкаянные», они сразу же получают от ворот поворот. Но местные придурки решают поддержать братьев по несчастью и создать собственное братство. В результате, разгорается нешуточная борьба – парни из Альфа-Бета намерены задавить своих новых конкурентов. В этой схватке мозгов с мышцами придурки изобретают план, который помогает им взять верх… и занять приличествующее место на вершине социальной лестницы!
Мини-отзыв.
– Гилберт, у нас почти одинаковые диоптрии!
– Слушай, хочешь потанцевать?
(романтика в представлении типичных ботаников).

Просмотр «Мести ботаников» – хороший повод разобраться в том, что же такое эти загадочные студенческие братства, фигурирующие во всех молодежных комедиях про университетскую жизнь. Беглый взгляд формирует представление о братствах как о группах студентов, объединенных общим местом проживания и стилем прожигания жизни, хотя на самом деле всё сложнее, чем кажется.
Студенческое братство – это общественная организация, помогающая своим членам в социальном аспекте и в процессе адаптации в социуме во время и после выпуска из высшего учебного заведения. Деятельность братств может быть направлена на общественно-полезные аспекты, профессиональное совершенствование, достижение научных результатов. Также они обязательно занимаются благотворительностю, организуя сборы средств и прочие мероприятия. По большей части братства имеют собственные ритуалы, секретные рукопожатия и таинственные обряды инициации, подчеркивающие принадлежность их членов к «особенным». Когда братства рассматривают в негативном аспекте, то чаще всего имеют в виду либо жесткое соперничество между организациями, либо то, что именуется термином hazing – ритуальные унижения младшекурсников.
В центре внимания комедии Кэнью находятся четыре «организации греческих букв»: братство брутальных и совершенно несносных спортсменов, братство заучек-ботанов весьма колоритного вида, сестринство заносчивых подружек спортсменов и сестринство не особо одаренных природой в плане внешнего вида девушек. Бедным ботанам приходится туго: спортсмены над ними издеваются и портят имущество, а красотки устраивают не совсем безобидные проказы. В ответ умники предпринимают высокотехнологичную месть, демонстрируя превосходство мозга над мускулами, а позже подтверждают этот тезис на Греческих играх – традиционном соревновании между братствами.
Казалось бы, задел для комедии хороший, но похвалить получившееся можно разве что с очень большой скидкой на время. Из плюсов стоит отметить интересных актеров, воплощающих всевозможные типы ботаников, да идею победы интеллекта над физической подготовкой. Сама же месть, красующаяся в названии фильма, получилась довольно примитивной и не самой смешной. Как всегда, можно получить представление о студенческих буднях как о чередовании попоек, секса, курения травки и того, что мы уже окрестили выше словом hazing. Учитывая, что цель комедии всё-таки скорее рассмешить зрителя, чем просто информировать, работа Кэнью слабовата и заслуживает в лучшем случае троечки.

Алан Кон «Мертвец в колледже»
США, 1998 год
В ролях:
Том Эверетт Скотт, Марк-Пол Госселаар, Поппи Монтгомери, Локлин Манро, Рэнди Перлштейн, Кори Пейдж, Элисон Хэннигэн, Мари Морроу, Дэйв Руби, Марк Карапедза, ...
Сюжет. Джош – ответственный юноша, страстно жаждущий знаний и настроенный на серьезную учебу. Купер – прирожденный охламон, обожающий валять дурака и рассматривающий колледж, как плацдарм для бесконечных вечеринок. Под влиянием Купера трудяга Джош забрасывает учебу, посвящая все свое время девушкам и выпивке. В один прекрасный день друзья осознают, что они оба неисправимые двоечники и над ними нависла зловещая тень исключения. Выход из создавшегося положения подсказал свод законов колледжа, принятый в стародавние времена. Оказывается, если твой сосед по комнате сведет счеты с жизнью, тебе, в качестве моральной компенсации, никогда не посмеют поставить оценки ниже пятерки.
Мини-отзыв.
О том, что такое разудалая студенческая жизнь, нам рассказывает множество молодежных комедий. Правда, лишь небольшая часть из них освещает печальный итог загулов и пьянок: нависающая дамокловым мечом угроза отчисления. Увы, но Штаты – не Россия, там номер «ничего не делать и получать зачеты» не прокатывает. Зато есть оригинальное правило: если твой сосед по комнате свел счеты с жизнью, то ты получаешь отличные оценки, невзирая на все прогулы и ужасные промежуточные результаты. Дэн Розен снял на эту тему триллер «Улыбка мертвеца», ну а Алан Кон разглядел в ней комедийный потенциал, в результате чего на свет появился «Мертвец в колледже».
В отличие от большинства «студенческих комедий», здесь нет засилья секса и вражды между братствами. Основная сюжетная линия – поиск подходящей кандидатуры на роль соседа, которым занимаются главные герои после того, как выясняют, что ни один из них не покончит с собой в угоду другому. К слову, они – не преступники, так что о попытке убить человека и выдать это за самоубийство и речи не идет. Поэтому Джош и Купер внимательно наблюдают за студентами, пытаясь понять, кто из них наиболее угнетен и психологически нестабилен. В итоге отбирается несколько претендентов: неуравновешенный психопат, дерганый параноик и депрессивный музыкант. Им-то и предстоит по очереди стать соседями парочки неучей, набравшихся столько знаний на тему самоубийств, что хватит на три службы доверия.
Неоспоримый плюс «Мертвеца в колледже» – нетривиальный сценарий с небольшим уклоном в сторону черных комедий. В конце концов, такую историю на экране видишь не каждый день. Конечно, хочется, чтобы потенциал был должным образом раскрыт – ведь как бы ни был хорош сценарий, всё зависит от его реализации. По части подбора актеров придраться трудно: Том Эверетт Скотт и Марк-Пол Госселаар – не звезды первой величины (из узнаваемых имен тут разве что Элисон Хэннигэн), однако в историю вписываются хорошо. Колоритны и исполнители ролей потенциальных самоубийц – передать неадекватность своих героев им удалось на славу. Для полного успеха Алану Кону недостает только одной, но самой важной составляющей – по-настоящему искрометного юмора, такого, что особо остроумные шутки из фильма вспоминаются даже годы спустя. Впрочем, невзыскательному зрителю количество позитива и забавных ситуаций может показаться вполне достаточным, так что любителям легких молодежных комедий не стоит проходить мимо.

Мартен Кнутссон, Торкел Кнутссон «Снова голый»
Швеция, 2000 год
В ролях:
Хенрик Норберг, Лиза Кок, Мартин Форсстром, Анна Ярпхаммар, Дан Малмер, Виктория Сильвстедт, Андерс Тимель, Стиг Энгстрём, Лина Пернед, Плура Йонсон, ...
Сюжет. Шалопай и раздолбай Андерс собирается жениться. Но утром в день свадьбы он просыпается голым в лифте незнакомого дома. Андерс не может вспомнить, как туда попал, у него нет ни одежды, ни денег. Зато есть презерватив, торчащий из задницы, дикая головная боль и отчаянное желание попасть в туалет. До венчания остается всего два часа, но никто не хочет помочь голому человеку. Пока Андерс пытается найти хоть какую-нибудь одежду и выяснить, что произошло ночью, свадьба срывается. А на следующее утро он снова просыпается в незнакомом лифте, абсолютно голый, все с тем же презервативом все в том же месте…
Мини-отзыв.
Нет ничего лучше, чем честное предостережение в начальных титрах: «Ингмар Бергман не снимал этот фильм». Те, кто рассчитывал на высокоинтеллектуальное зрелище, могут сразу найти кнопку, выключающую воспроизведение. А те, кто досмотрит до конца, потом не смогут сказать, что их не предупреждали. Таким образом, Кнутссоны достойно организовали простор для отступления, дав понять, что их творение не претендует на попадание в ряды шедевров. Похвалить оригинальность идеи тоже не получится: на этом поприще уже потрудились Том Тыквер (в серьезном ключе) и Харольд Рэмис (в комическом). Остается лишь надеяться, что знакомая история в новых декорациях заиграет новыми оттенками.
В целом злоключениями бедняги Андерса вполне можно проникнуться. Он искренне любит свою невесту и не виноват в том, что один из друзей вздумал над ним зло подшутить, надеясь расстроить свадьбу и прибрать дочь босса к своим рукам. Вот только этот шутник не предусмотрел того, что судьба окажется благосклонна к Андерсу и даст ему еще один шанс… а потом еще один – сколько потребуется для прохождения квеста под названием «свадьба». Учитывая, как сложно найти выход из щекотливого положения (в Швеции поразительно нетолерантны к голым людям), шансов потребуется гораздо больше, чем, скажем, пальцев на руках. Андерс даже переживает период отчаяния, прожигая следующие друг за другом одинаковые дни с креативным подходом. К такому герою, конечно, нельзя не проникнуться расположением.
Однако располагающий к себе персонаж – это, конечно, еще не всё. Остается немало факторов, позволяющих в совокупности отнести работу к удавшимся или к провальным. За что-то «Голого» можно похвалить – за суровый нордический юмор, например, или за динамичный сюжет. Однако и недочетов хватает. Так же как Ингмар Бергман не снимал этот фильм, за камерой не стоял Свен Нюквист – картинка в самый раз для ленты с бюджетом в двадцать пять тысяч. Не слишком радует и актерская игра: слишком уж всё «на расслабоне», без должного вживания в образы. Еще один спорный прием – злоупотребление закадровым голосом от первого лица. Сюжет не настолько сложен, чтобы в него требовалось вносить ясность подобным образом, а лихорадочные рассуждения Андерса то и дело раздражают, вклиниваясь в историю то здесь, то там.
Если вас не пугают странные ракурсы, разгульные шведские мальчишники и гениталии, время от времени стыдливо прикрываемые то рукой, то пластмассовым ведерком, а также если вы примерно знаете, чего ожидать от фильма – вперед! Но только помните про Бергмана и не рассчитывайте на культовую комедию, заставляющую смеяться до колик: «Снова голый» забавен, но не более того.

Грег Моттола «SuperПерцы»
США, 2007 год
В ролях:
Джона Хилл, Майкл Сера, Кристофер Минц-Плассе, Билл Хейдер, Сет Роген, Марта МакАйсак, Эмма Стоун, Авива Бауманн, Джо Ло Трульо, Кевин Корригэн, ...
Сюжет. Сквозь огонь и водку трое приятелей спешат на вечеринку года в честь прощания с девственностью. Как взять на абордаж красотку-одноклассницу, подорвать полицейскую машину и остаться в живых?..
Мини-отзыв.
Сет, Эван и Фогель учатся в выпускном классе и страдают типичной для старшеклассников проблемой – отсутствием сексуального опыта. Однако судьба посылает им невиданный доселе шанс: их подруга устраивает вечеринку, на которой можно будет поправить дела. Но чтобы развести девчонок на секс, надо их напоить, а кто же продаст школьникам алкоголь? Вот так троица друзей оказывается замешанной в рискованную авантюру с поддельными документами, а обычный день из жизни становится приключением, которое запомнится навсегда.
Две тысячи седьмой год – не девяносто девятый, так что очередная комедия про озабоченных подростков без всякого подтекста или «глубинного смысла» не имела бы шансов на успех. Читая рецензии на «Суперперцев», не раз натыкаешься на рассуждения о проблемах переходного возраста, границах дозволенного, теплой ламповой атмосфере, забавном обыгрывании бытовых ситуаций и всепоглощающей жизненности. Однако чтобы разглядеть всё это в фильме Моттолы, вероятно, нужно смотреть ее через призму снисходительности или в очках, помогающих выдать желаемое за действительное.
Нет, жизненности-то хватает, что уж говорить. Конечно, при нашем менталитете раздобыть спиртное, будучи несовершеннолетним, – вовсе не такой сложный квест, но американскими реалиями проникнуться нетрудно. Да и трио актеров в главных ролях справилось действительно неплохо (что характерно, карьера у всех троих пошла в гору). В отсутствии морали фильм тоже не обвинишь – финал ненавязчиво разъясняет зрителю, какие откровения открылись каждому из героев, если зритель вдруг не догадался сам. Правда, лексикон героев немного режет ухо, но нельзя же ожидать от них диалогов, озвученных языком Шекспира.
Если и обвинять в чем-то картину, то разве что в подтасовке. Она нагло усаживается в калашный ряд, обладая известным рылом; позиционирует себя не как нечто изначально третьесортное, а как новое слово в жанре, достойное места рядом с серьезным кино. Если же вглядеться подробнее, то никаких особенных достонств у фильма нет – даже для комедии в нем слишком мало комического, а на что-то лучшее он и вовсе не тянет. Та же «Отличница легкого поведения» тоже претендовала на звание комедии с интеллектуальным налетом, но ее претензии были более обстоятельно обоснованы. О вкусах, разумеется, не спорят – кому-то «Суперперцы» покажутся и смешными, и драйвовыми. Если вам нравятся другие работы Джудда Апатоу вроде «Немножко беременна», «В пролёте» или «Сорокалетний девственник», то понравится и эта. В противном случае вы рискуете пополнить скамью недоумевающих по поводу благосклонного приема довольно проходного фильма у критиков и большей части зрительской аудитории.

Харт Бокнер «ППУ»
США, 1994 год
В ролях:
Джереми Пивен, Крис Янг, Меган Уорд, Джон Фавро, Алекс Десерт, Гэйл Мейрон, Джейк Бичем, Дэрин Химс, Мэтт Росс, Стиви Паскоски, ...
Сюжет. Юный Том в ознакомительных целях приезжает в университет Порт-Честер, где знакомится с местными нравами и публикой. Народ здесь весьма колоритный, нравы тоже. Все разделены на фракции и группы. Есть феминистки, есть снобы, хиппи, вегетерианцы, «зеленые» и т. д. Есть «Логово», где народ тихо себе балдеет под пивко и музыку в стиле фанкаделик. Примирить враждующие стороны может только всеобщая вечеринка и изгнание надменной деспотичной дамы, президента университета.
Мини-отзыв.
– Это женщины?
– Это не женщины, Том. Это феминистки.

Американские студенты всегда славились высоким уровнем политической активности. Однако если в период войны с Вьетнамом в их среде бурлили в основном пацифистские настроения, то в новом тысячелетии круг интересующих молодежь проблем расширился. На арену вышли феминистки, защитники прав сексуальных меньшинств, воинствующие вегетарианцы и борцы за чистоту природы… Что ни день – то пикет или демонстрация, все разбились на группы и не дружат между собой, а веселые вечеринки канули в Лету. Вот такой невеселой, хоть и «политически правильной», атмосферой встречает Портчестерский университет абитуриента Тома, решившего устроить себе экскурсию и определиться, стоит ли сюда поступать.
Картина существенно отличается от привычных college-movie тем, что на первый план здесь выступают не стандартные сексуальные переживания молодых людей, приправленные изрядной долей сортирных шуток, а ярое отстаивание права студентов на избранный ими образ жизни, плюс фоном легкая социальная сатира. Наверняка не только выдуманный Портчестер, но и множество вполне реальных учебных заведений успели намаяться с волной протестных движений среди молодежи, проявляющей таким образом свой нонконформизм. В принципе, такой подход трудно назвать избитым, но реализация могла бы быть и получше – то, что получилось, сверкает дешевизной и сляпанностью на скорую руку. Кроме того, для ленты, заявленной как комедия, юмора в «Политически правильном универе» до обидного мало.
Актерский состав примечателен разве что наличием молодого Джереми Пивена в роли главного тусовщика. Съемки дались ему нелегко – он подцепил малярию, и если приглядеться, можно заметить, что к моменту вечеринки актер изрядно исхудал. В роли Тома отметился Крис Янг, которому даже не пришлось слишком стараться, чтобы изобразить наивного выпускника школы – типаж у него вполне подходящий для подобного амплуа (юношу мог сыграть Стив Зан, но не сложилось). К сожалению, довольно блекло раскрыты женские образы, хотя главная зачинщица феминисток и защитница животных – персонажи, обладающие неплохим комедийным потенциалом.
Определенный интерес представляет саундтрек. Поначалу создатели фильма хотели позвать «Нирвану», но смета расходов не позволила раскошелиться на это удовольствие. Затем всплыли Goo Goo Dolls, но режиссер счел их недостаточно известными (на тот момент группа действительно только начала набирать популярность). В итоге в кадре играют P-Funk, и надо сказать, что фанк неплохо вписывается в общую атмосферу. Ради последней-то и можно посмотреть «ППУ», хотя в целом картина проигрывает более пошлым, но зато и более смешным собратьям по жанру.

Кевин Смит «Тусовщики из супермаркета»
США, 1995 год
В ролях:
Джереми Лондон, Джейсон Ли, Шэннен Доэрти, Клэр Форлани, Джейсон Мьюз, Кевин Смит, Бен Аффлек, Джои Лорен Эдамс, Итан Сапли, Рене Хамфри, ...
Сюжет. Молодые ребята приходят в этот супермаркет не работать, не купить что-нибудь – они просто тусуются. Они ссорятся и мирятся со своими подружками, выясняют отношения, чешут языки, обсуждая друг друга и общих знакомых – перед зрителем вырисовывается жизнь нескольких человек, хотя все действие практически ограничено одним помещением. Это тот период, когда человек уже закончил школу, но еще не вошел во взрослую жизнь – бывшие одноклассники держатся вместе, но скоро уже придется взрослеть и брать на себя ответственность. А пока они шалят по инерции.
Мини-отзыв.
– Знаешь, там, куда тебя отправят, эта поза весьма популярна.
Уже второй проект Кевина Смита после дебютных «Клерков» дает представление о сформировавшемся стиле режиссера, создавшего свою мини-вселенную и населившего ее яркими персонажами. Несмотря на то, что автор обожает «Звездные войны» и чертову кучу разных комиксов, его герои едва ли заслуживают приставки «супер», а в сюжетных перипетиях чаще всего нет ничего фантастического. Смит любит рассказывать простые истории, но в его умелых руках они начинают играть необычными красками. При этом сам он всегда исполняет роль самого харизматичного обитателя ViewAskewniverse – Молчаливого Боба. На пару с болтливым Джеем они формируют отличный дуэт, взаимно дополняя друг друга.
«Тусовщики», как и «Клерки» – тоже в некотором роде камерный фильм, хотя огромный супермаркет, конечно, не чета какому-то там маленькому магазинчику. Молл становится родным домом для всех персонажей: здесь едят, шатаются мимо бутиков, подпирают витрины, занимаются сексом, цепляют кавалеров и развлекаются на сотню ладов. Более того, здесь даже есть самые настоящие злодеи, с которыми приходится разбираться по всем канонам героических фильмов. Правда, на стороне добра не джедаи со световыми мечами, а обычные лоботрясы, которым пора бы бросить бездельничать – так что вместо эпичных битв будут всего лишь подставы и разоблачения. Но даже за такими бытовыми разборками интересно следить, когда за дело берется Кевин Смит.
Тех, кто не знаком с фильмографией режиссера, стоит предупредить о его своеобразном чувстве юмора. Иногда оно выражается в мелочах вроде начальных титров – когда перед взором мелькают обложки комиксов со слегка измененными названиями (например, Gwen-13 вместо Gen-13 и так далее); иногда – в забавных отсылках к культовым фильмам (как не улыбнуться при виде Боба, практикующего телекинез?); иногда – в крышесносных диалогах, которые вроде бы вполне обыденны, но несут на себе печать абсурда. Кроме того, Смиту ничего не стоит позвать Стэна Ли на роль самого себя или постебаться над глупыми романтическими шоу, идущими в прямом эфире. Естественно, смеяться над этим будет далеко не каждый, однако у автора ViewAskewniverse довольно большая любящая и благодарная ему аудитория. Возможно, вы уже к ней относитесь, и тогда вопрос смотреть ли «Тусовщиков» лишен смысла. Если же нет – то стоит обратиться сначала к самым удачным проектам Смита – «Клеркам» и «Догме», а если понравится, то переключиться на менее значимые, но столь же яркие и самобытные работы.

Дэйв Томас «Медицинская академия»
Канада, 2004 год
В ролях:
Питер Олдринг, Пэт Келли, Вив Ликок, Ингрид Кавелаарс, Джейн МакЛин, Кристин Шателейн, Линда Бойд, Карли Поуп, Дэйв Фоли, Дэйв Томас, ...
Сюжет. Больница Святого Албертса в беде! Лучшие доктора покидают свои посты. Шестеро молодых специалистов остаются на линии фронта медицины. Они – новые выпускники медицинской школы. Хирургические ошибки, потерянные пациенты, стоны в джакузи и в физиотерапии, погром в морге – поддерживают высокий моральный дух в худшей больнице в мире!
Мини-отзыв.
– У нас парень с лыжной палкой в сердце!
– Вот почему я предпочитаю сноуборд.

Госпиталь Святого Альберта – худшее медицинское заведение в мире. Его возглавляет доктор Сирил Кипп, который, не стесняясь, распродает оборудование направо и налево. Естественно, ни один нормальный врач не станет работать в таких условиях, поэтому к лечению привлекают интернов, которые только-только научились отличать печень от аппендикса. Впрочем, новая группа студентов относится к делу довольно серьезно, хотя каждый из них не лишен определенных недостатков. Майк Боннер – неловкий парень, который попал в медицину, следуя по стопам именитых родителей. Дейл Додд – ловелас, интересующийся в основном тем, что скрывается под белыми халатами очаровательных медсестер. Мира Тауэрс мечтает стать кардиохирургом, и ей плевать, что, по мнению уважаемых ей авторитетов, это совсем не женская профессия. Митци Коул – вроде бы обычная девушка, но оказывается, что на учебу ей приходится зарабатывать стриптизом. Ребята сталкиваются с нештатными ситуациями, влюбляются, строят отношения и постепенно постигают секреты медицины.
Учреждения здравоохранения – урожайное поле для создателей комедий: на нем произросли такие плоды как «Целитель Адамс», «Плохое лекарство», «Доктор Хаус», «MASH», «Клиника» и наши «Интерны». Возможно, всё дело в том, что в любой больнице находится место забавным и курьезным ситуациям, так что остается лишь перенести их на экран. Да и черный медицинский юмор давно стал притчей во языцех, так что, садясь за подобную комедию, стоит заранее настроиться на циничную волну. В случае с фильмом Дэйва Томаса вся ирония заключается в том, что хорошо подкованные теоретически, но не имеющие практического опыта интерны попадают сразу на передовую. С одной стороны, они пытаются проявить себя с лучшей стороны, а с другой – порой ведут себя совсем не по-взрослому, кидаясь друг в друга кишками и устраивая оргии в палатах. Местами это выглядит смешно, но в целом «Медицинскую академию» не назовешь блестящей комедией.
Частично недостатки фильма искупают интересные герои вроде чокнутого патологоанатома или коррумпированного главврача, да и актеры на роли интернов подобраны неплохо. Но за неимением добротного юмора картина остается проходной, и нет ничего удивительного в том, что ярким событием в мире кино она не стала. Если вас терзает любопытство по поводу того, как выглядят зарубежные интерны, «Медицинскую академию» вполне можно посмотреть, имея, однако, в виду, что это ординарное, хоть и местами забавное, кино, а не культовая комедия.

@темы: кино, рецензии

URL
Комментарии
2015-04-10 в 13:07 

Прекрасная монография. Да и тему Вы взяли впечатляющую.
Любопытно вот что: процесс взросления, а конкретно точка перехода "личинка - имаго", раньше считался (да и был) болезненным переживанием. До сих пор у некоторых народов инициация буквально "записывается" на теле человека. Татуировки, мужское или женское обрезания и другие отметки становятся пропуском в мир взрослых. То есть, видимо, в худший из миров. Здесь тебя ждут войны, необходимость добывать пропитание и бороться за место под солнцем.
Так вот, если не углубляться в дебри: кинематограф последние лет этак 50-60 говорит, что взросление - процесс веселый и озорной. Он, конечно, сопровождается некоторой неловкостью, но она, как и сопутствующие конфликты с отцами, быстро сходит на нет. Ты напился в Вегасе, ты накосячил, ты трахнул (тебя трахнули), все разрешилось и чудно. Теперь ты такой же, как мы.
Написал вот это и думаю: о чем это ты вообще, чувак? Речь-то шла о молодежных комедиях. Но, думается, если "Выходной день Ферриса Бьюлера" или "Фанданго" - молодежные комедии, значит мой вопрос оправдан.

URL
2015-04-10 в 17:36 

Queen Kong
Дорога мой дом, и для любви это не место
Гость, есть фильмы и о мрачных аспектах взросления - к сожалению, моя плохая память не позволяет навскидку выдать сколь-нибудь внушительный список, но в эту категорию попадает довольно много картин периода французской "новой волны", а также «4 месяца, 3 недели и 2 дня», «Грбавица», «Что-то не так с Кевином», «Затравленная», «Убежище» (это в тему женского обрезания). Есть и относительно бессобытийные фильмы - «Хорошо быть тихоней», «Лодки из арбузных корок», «Пелле-завоеватель», «Отрочество», «Пудана – последняя в роду»... Кроме того, наверняка существуют ленты с претензией на историчность, освещающие собственно обряды инициации. Если порыться в списках фаворитов кинофестиваля "Сандэнс", тема трудностей, встающих на пути взрослеющего человека, всплывет не раз и не два - там такое очень любят.

Что касается озорного освещения проблемы - комедиям по определению свойственно обыгрывать в таком ключе даже те вопросы, которые, по большому счету, смешными не являются (так, черные комедии вовсю шутят на макабрические темы, хотя смерть - еще более болезненное переживание, чем переход "личинка - имаго"). Имхо, это особенность жанра, а не кинематографа вообще.

URL
2015-04-11 в 11:59 

Все обдумал, так и есть. Вы правы. Уфф, а то я уж было решил, что жить стало легче.

URL
2015-04-13 в 11:08 

Queen Kong
Дорога мой дом, и для любви это не место
Гость, что вы, всё по-прежнему тяжело и печально!

URL
     

Портрет ученого в юности

главная