Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
13:13 

Как всегда, о людях

Queen Kong
Дорога мой дом, и для любви это не место
Всё написанное ниже – вольный пересказ одного двухчасового телефонного разговора, который почему-то сильно меня задел. До этого я не слишком задумывалась о том, как обстоят дела у людей, работающих в сфере обслуживания, ибо была слишком увлечена анализом того безобразия, что творится в сфере образования. Бесило (и бесит) многое, но если свести всё к единой формуле, то получится следующее: образовательный процесс организован к удобству и выгоде кого угодно, но только не его основных участников: педагогов и учащихся (будь то учителя и школьники или преподаватели и студенты).

И вот выясняется, что точно такая же ситуация царит практически везде. К примеру, возьмем обычную заправку. Работники вынуждены двенадцать часов проводить в неудобной и абсолютно нефункциональной спецодежде: ботинки, комбинезон и белая (!) рубашка. Наверное, с точки зрения эстетики белая рубашка – это здорово, но каким вопиющим должно быть отсутствие здравого смысла, если разум не подсказывает очевидной вещи: на заправке белая вещь пробудет белой очень недолго. Кроме того, под комбинезон гораздо удобнее надевать футболку, а на ноги – шлепанцы или другую открытую обувь, в которой ногам будет комфортно и не жарко на протяжении смены. Но проблема в том, что люди, составляющие своды правил для заправок, никогда не оденутся в предписанную ими одежду и не попробуют ради эксперимента отработать смену-другую как обычный кассир.

Если бы они всё-таки попробовали, их ожидало бы множество сюрпризов. Так, едва ли у них получилось бы соблюдать главную заповедь: что бы ни говорил клиент, улыбайся и будь приветлив. Бывают люди, которые целенаправленно выносят мозг работникам сферы обслуживания, зная, что те не имеют права ответить соответствующе. Разумеется – глупо же срываться на тех, кто может и на словах отбрить, и в рожу дать, не правда ли? Гораздо лучше тыкать в лицо кассиру нерабочей пластиковой картой, которую отказывается принимать терминал, и грозить «инстанциями». Виноват-то, допустим, либо банк, либо нерадивый клиент, либо вообще плохие погодные условия, но всё это – абстракции, а кассир – вот он, живой, настоящий, и можно со спокойной душой сорваться на него. Вина… а что вина? «Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

А еще оператор на заправке должен выполнять план по продажам. Не бензина, нет – речь о напитках, сигаретах и прочих вещах, которые там можно приобрести. Однако многие заправки изначально не заточены под бакалейные лавки, и товар попросту некуда выставлять. Разгрузка и размещение отнимают изрядную кучу времени, а при большом наплыве клиентов оператору бывает некогда сходить в туалет, не говоря уж об исполнении обязанностей товароведа и продавца. Кстати, если вы думаете, что ему, как в любом цивилизованном месте, платят за совмещение обязанностей, то вы наивный человек. Вся немаленькая сумма, вырученная с продаж, целиком идет в карманы тех, кто продвинул инициативу. Если приходиться принимать и расставлять товар после смены, то на сверхурочные, естественно, тоже можно не рассчитывать.

Программа, установленная на рабочие компьютеры, содержит множество бесполезных элементов управления и с каждым годом всё больше напоминает симулятор бортовой панели самолета. Совсем недавно она содержала лишь три кнопки: номер колонки, объем топлива и сумму. Пройдет пара лет, и надо будет вводить еще широту-долготу, время, погодные условия и индекс Доу-Джонса. Кто сказал, что техника должна упрощать жизнь?

При графике работы два через два (в день, в ночь, и два выходных) людей не должны трогать, когда они отсыпаются с ночи. На деле всё, конечно, совсем не так: их дергают на субботники и бесполезные семинары, невзирая на рабочий график. Поездки на своей машине не оплачиваются – видимо, кто-то наверху считает, что операторы по умолчанию воруют бензин. И если вы, прочтя всё это, подумали: «По крайней мере, за все эти неудобства они получают приличные деньги», то вот вам правда жизни: средняя зарплата оператора на не слишком оживленной заправке составляет 15-20 тысяч. На многолюдной – немного больше, но три четверти этих денег уходят на лекарства, ибо постоянного потока людей на протяжении двенадцати часов не выдерживает даже самая крепкая нервная система.

Это творится на заправках, в магазинах, аптеках, салонах троллейбусов, придорожных забегаловках. Мы – работники сферы образования – хотя бы не так скованы. Мы можем отругать плохого студента или отчислить его (правда, с каждым отчисленным студентом теряются деньги). Можем варьировать расписание, имеем право на 56-дневный отпуск летом, можем вести пары сидя и в удобной обуви. Впрочем, будущее может оказаться к нам куда более беспощадным. Заступится ли за нас кто-нибудь? Будут ли наши профсоюзы стыдливо помалкивать, делая вид, что их хата с краю? Или, может быть, нас просто «продадут» в частные руки, и здравствуй – работа без пенсионных отчислений, социальных гарантий и больничных листков? К тому времени мы успеем забыть, что такое митинг, демонстрация, отстаивание прав, забастовка.

Что я еще могу сказать? Когда я вижу уставшую девушку за кассой с вымученной улыбкой и не менее вымученным «Здравствуйте!», мне хочется, чтобы ее улыбка и приветствие были искренними. Но не потому, что за плечом скрытая камера, и за неправильную интонацию ее лишат премии, а потому, что ей нравится ее работа, она не успевает задолбаться, ее устраивает заработная плата и вообще – жизнь прекрасна. Кнутом нельзя научить приветливости и доброжелательности. А пока я лишь делаю те мелочи, которые зависят от меня: улыбаюсь уставшим людям, здороваюсь первой, говорю «ничего страшного», когда у них всё валится из рук. Может, на пряник это не тянет, но мне хочется верить, что такие мелочи хоть немного убавляют количество злости вокруг.

@темы: мысли вслух, накипело

URL
Комментарии
2013-09-16 в 14:40 

Hidoi Neko
бесконечность глаз масонской птицы
Да вы ангел)
я тут работаю в зоомагазине пока коплю на курсы.. так что прекрасно понимаю все, о чем вы говорите) и о том, что мы всегда во всем виноваты, и о зарплате, и о графике работы - 8 плавающих выходных в месяц, никаких праздников даже государственных - кроме 1 января, который входит в 8 выходных в месяц) и о клиентах, которые считают, что стоят выше нас только потому что мы продавцы, а они нет)
мне хотя бы повезло в том\. что мне интересно тут работать - хотя бы общаюсь с животными, да и своим беру все со скидкой.

2013-09-16 в 16:24 

Queen Kong
Дорога мой дом, и для любви это не место
Hidoi Neko,

хотя бы общаюсь с животными

... готова спорить, по ту сторону прилавка тоже порой попадаются те еще животные ;)

URL
2013-09-16 в 16:40 

Hidoi Neko
бесконечность глаз масонской птицы
Queen Kong,
да уж) особенно дамочки с маленькими собачками))

2013-09-16 в 17:17 

light hunter
Я тут вижу еще другую сторону. У кассира, продавца, работника заправки и т.д. работа тяжелая, это бесспорно. И оплачивается она порой скудно, это тоже бесспорно. Но очень часто работники сферы обслуживания полагают, что вправе эти свои тяжелые условия вымещать на посетителе. Я совершенно не против отнестись по-человечески к уставшему человеку, если и он ведет себя по-человечески, но хамящей продавщице улыбаться очень сложно. Истерящей кассирше, которая верещит на весь магазин, тоже. Я все понимаю, им тяжело, но другая сторона-то не виновата, что они вынуждены работать с большой нагрузкой. Кстати, посетитель магазина, попавший под взрыв ярости продавца, может, тоже работает с большой нагрузкой и так же устает.
Я к тому, что не только покупателям и клиентам нужно быть снисходительнее и терпеливее. Взрывы неадеквата бывают с обоих сторон.

2013-09-16 в 19:43 

Queen Kong
Дорога мой дом, и для любви это не место
Взрывы неадеквата бывают с обоих сторон.

Flavia, конечно - тут палка о двух концах, но то ли мне так везло, то ли что-то еще, а как-то не встречала хамящих работников, зато хамящих клиентов - море. Возможно, специфика региона сказывается, прямо даже не знаю. Только вахтерша-хамка однажды попалась, но это скорее было даже не хамство, а синдром имени сабжа.

URL
2013-09-16 в 19:52 

Hidoi Neko
бесконечность глаз масонской птицы
Flavia, это смотря какой магазин брать, ибо я, например, работаю в магазине, где категорически запрещается хамить и не улыбаться) за это штрафы налагают) а вот клиентам не запрещается орать на продавцов)) и начальство, как правило, встает на сторону клиента)

2013-11-20 в 13:05 

Diary best
Искатель @сокровищ
Можно процитировать?

2013-11-20 в 17:56 

Queen Kong
Дорога мой дом, и для любви это не место
Diary best, конечно, забирайте )))

URL
2013-12-11 в 12:23 

Diary best
Искатель @сокровищ
Ваш пост добавлен в Diary best и участвует в Конкурсе на лучшую запись месяца.

   

Портрет ученого в юности

главная