Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
20:21 

Кино 379-387

Queen Kong
Дорога мой дом, и для любви это не место

Неделя Билли Уайлдера. Часть 2.



Здесь продолжение: «Сабрина», «Зуд седьмого года», «Любовь после полудня», «Свидетель обвинения», «В джазе только девушки», «Нежная Ирма», «Поцелуй меня, глупенький», «Частная жизнь Шерлока Холмса», «Федора».


Билли Уайлдер «Сабрина»
США, 1954 год
В ролях:
Хамфри Богарт, Одри Хепберн, Уильям Холден, Уолтер Хэмпден, Джон Уильямс, Марта Хайер, Джоан Вос, Марсель Далио, Марсель Хиллэр, Нелла Уолкер, ...

Сюжет. В роскошной усадьбе на западном берегу Лонг-Айленда обитало семейство миллионеров Лэрраби. Отец, мать и два сына. Старший – Лайнус – умный, младший – Дэвид – красивый. В Дэвида была безответно влюблена юная дочь шофера семьи Сабрина. Чтобы «излечить» дочь от любовной лихорадки, отец отправляет её в Париж в школу поваров. Через несколько лет домой возвращается изысканная утонченная красавица. Её чувства не прошли, но теперь уже и Дэвид покорен ею. Семейные планы расширения бизнеса за счет удачной женитьбы непутёвого сына под угрозой… Старший брат готов мужественно принять удар на себя и поухаживать за навязчивой девчонкой…

Мини-отзыв.

Начну с того, что «Сабрина» может похвастаться самым заслуженным «Оскаром» – за лучшую работу художника по костюмам. Хотя статуэтку получила Эдит Хэд, львиная доля платьев была порождением фантазии великолепного Юбера Живанши. Одри сама подбирала для себя наряды, что делает честь ее вкусу.

В остальном картину я похвалить не могу. Некоторые называют ее «пародией на историю Золушки», но для этого в ней многовато романтики. Кроме того, Богарт весь фильм ходит с миной «Что я здесь делаю, и какого черта в роли Сабрины не Лорен Бэколл?». Я очень люблю этого актера, но его режиссер – Хьюстон, а не Уайлдер. Я уверена, что если бы режиссером был Джон Х., он бы с удовольствием заканчивал съемки в 18.00, чтобы составить компанию Богарту и бутылке виски.

Сабрина постоянно рассказывает о том, как Париж изменил ее в лучшую сторону, в том числе и внешне. По-моему, стоило бы как-то подкрепить фактами это утверждение, позвав на помощь парикмахеров и гримеров, а то оно выглядит немного голословным. Да и от любви к Дэвиду Сабрина не вполне излечилась. Правда, письма домой писала забавные.

– Что она пишет о Дэвиде?
– Ни слова.
– Это хорошо.
– Нет, что-то есть. «О Дэвиде я почти не думаю…»
– Это хорошо.
– «… только по ночам».
– Это плохо.
– «Вчера я решила быть разумной и порвала его фотографию».
– Это хорошо.
– «Пожалуйста, пришли мне клейкую ленту».
– Это плохо.

Подтвердив свои слова о том, что надо быть немножко влюбленным в своего партнера по съемкам, Одри действительно влюбилась, выбрав из двух возможных кандидатур Холдена, годящегося ей в отцы (впрочем, как и все мужчины, с которыми она играла). Богарт, конечно, эффектнее, но он пил и вдобавок был немножко женат. К сожалению, их отношения долго не продлились, а то была бы «Золушка» наяву.

Итог. Не то чтобы мне вообще не нравились романтические фильмы, но уж точно не те, чьи создатели полагают, будто сахара много не бывает.

Билли Уайлдер «Зуд седьмого года»
США, 1955 год
В ролях:
Мэрилин Монро, Том Юэлл, Эвелин Кийес, Сонни Тафтс, Роберт Штраусс, Оскар Хомолка, Маргарит Чэпман, Виктор Мур, Долорес Роздейл, Дональд МакБрайд, ...

Сюжет. Книгоиздатель Ричард Шерман женат уже семь лет. Его жена и сын в очередной раз уезжают за город на каникулы. Недолго длится одиночество Ричарда, неожиданно на его балкон падает огромный горшок с томатами, и виной этому соседка с верхнего этажа, белокурая рекламная модель.
Ричард предлагает красотке зайти к нему в гости и что-нибудь выпить. Шикарная блондинка в глубоком декольте, не давая соседу опомниться, появляется в его квартире с бутылкой шампанского в руке… С этой минуты богатое воображение героя рисует не только сказочные картины завоевания сердца соблазнительной красавицы, но и унизительные сцены разоблачения женой его неверности.

Мини-отзыв.

– Если что-то зудит, естественнее всего почесаться.

Не могу согласиться с этой цитатой из фильма. Почесаться, быть может, и естественно, и приятно. Однако после почесывания кожа начинает зудеть еще сильнее, и хочется чесаться еще и еще, пока не выступит кровь, а зуд перейдет в боль. Это справедливо, конечно, не только в прямом смысле, но и в том, что видит за данным высказыванием наш многострадальный герой мистер Шерман. Его играет не самый звездный актер Том Юэлл, перекочевавший из бродвейской постановки пьесы Джорджа Аксельрода, положенной в основу фильма. Впрочем, когда на экране есть Мэрилин, не суть важно, кто там числится в ее партнерах.

Я бы не назвала «Зуд седьмого года» уморительно смешным и интересным, но он довольно мил и характерен для своего времени. По умолчанию полагается, что комичный эффект должны вызывать параноидально-бредовые фантазии Шермана и наивная откровенность героини Мэрилин, но меня слегка раздражает и то, и другое. Разумеется, это не значит, что фильм плохой – кому-то эти вещи, напротив, покажутся весёлыми. Другая вещь, разочаровавшая меня, – фото Монро в журнале: исходя из реакции Шермана, я ожидала чего-то поинтереснее, чем девушка в викториански сдержанном купальнике.

Зато именно в «Зуде седьмого года» вы можете увидеть знаменитую сцену с раздувающимся подолом белого платья, которое, к слову, было продано за рекордные $4 600 000, войдя в десятку самых дорогих предметов одежды, когда-либо пущенных с молотка. Оно даже обошло халат китайского императора, вечернее платье леди Ди и (да-да!) плавки Джеймса Бонда! Едва ли Билли Уайлдер мог предположить, что его картина будет увековечена в истории таким образом.

Я уверена, что в пятидесятых «Зуд» смотрелся гораздо лучше: измены тогда ещё были запретным плодом, отчего душевные терзания героя не могли не трогать сердца связанных узами брака мужчин и женщин. Старушки-борцы за права нудистов были чем-то экстраординарным, Мэрилин была секс-символом. Незамысловатость сценария вполне оправдывалась его актуальностью. Спустя полвека этот фильм – забавное путешествие во времени, но к числу Шедевров его отнести трудновато.

Билли Уайлдер «Любовь после полудня»
США, 1957 год
В ролях:
Гэри Купер, Одри Хепберн, Морис Шевалье, Джон МакГайвер, Ван Доуде, Лизе Бурден, Ольга Валери, Марк Ориан, Вера Боккадоро, Франсуаз Брион, ...

Сюжет. Клод Шавасс – частный детектив, специализирующийся на слежке за неверными женами и мужьями. Любимый объект его наблюдений, приносящий ему львиную долю доходов – американский миллионер и охотник за женщинами Флэннаган. На этот раз очередной обманутый муж, получив доказательства измены, решил застрелить обоих любовников во время их следующей встречи. Узнавшая об этом Ариана, дочь Клода, движимая состраданием, решает спасти Флэннагана и заодно познакомиться с ним. Это была самая большая ошибка в её жизни… Девушкам нельзя знакомиться с донжуанами…

Мини-отзыв.

– Тот, кто любит и бросает, может любить еще не раз.

Я никогда не выкладываю на Кинопоиск рецензии на фильмы с Одри, потому что не хочу портить статистику из кучи положительных оценок. Дело в том, что по долгу службы смотреть картины с ее участием мне приходится часто, но еще ни разу, ни в одной из них она не показала того, за что ею можно было бы так восхищаться. Да, она неплохо играет – не деревянная, очень живенькая и бойкая. Но мне абсолютно не нравится ее внешность (даже Водяновой больше идут брежневские брови), и что хуже – меня тошнит от этих бесконечных ролей влюбленных дур. Даже из сильной, независимой Холли Голайтли эта Одри (ну, и сценаристы) сделала ванильку. Поймите меня правильно: вне сцены человеческими качествами Одри нельзя не восхищаться, но я все-таки оцениваю актеров как актеров, а послов ООН как послов ООН.

Каждый такой фильм кажется мне пародией, потому что в нормальном кино не должно быть столько соплей, даже если оно сверхромантичное. Да и сказать по правде, мало романтики в том, чтобы спать с донжуаном, открыто называющим тебя очередной галочкой в своем списке. Нет, я понимаю: суть в том, что после он должен отречься от своего образа жизни, понять, какое он ничтожество по сравнению с этой юной и невинной девушкой, моментально (трах-тибидох!) превратиться в примерного семьянина и предложить руку. А потом тысячи таких же невинных идиоток будут пытаться окрутить старых портмоне на ножках, надеясь, что очарование юности способно заставить их остепениться.

Хоть бы раз такая вот Ариана-Хепберн заставила мужчину-ловеласа влюбиться в себя, а потом жестоко бросила, чтобы он понял, каково это! Я уже отчаялась искать в ее фильмографии такой фильм. Может, какая-нибудь добрая душа подскажет мне: Одри вообще способна играть волевых, решительных, жестких героинь? А то актер одного образа – это немножечко печально.

Из плюсов фильма – цыгане. Я думала, только у Кустурицы цыганский оркестр может на протяжении всей ленты ходить за героями и обеспечивать музыкальное сопровождение. Но нет: причем у Уайлдера получилось ничуть не хуже. Замечательные цыгане. Напомнили какой-то бородатый анекдот про цыганский оркестр в первую брачную ночь.

Гэри Купер как всегда хорош, несмотря на особенности своей роли. Морис Шевалье – не самый мой любимый актер, а здесь он и вовсе отыгрывает гонорар. Однако не могу сказать, что он так делает всегда: есть у него и отличные работы, но это не тот случай.

Итог. Ну не моё, не моё.

Билли Уайлдер «Свидетель обвинения»
США, 1957 год
В ролях:
Тайрон Пауэр, Марлен Дитрих, Чарльз Лотон, Эльза Ланчестер, Джон Уильямс, Генри Дэниелл, Йен Вульф, Торин Тэтчер, Норма Варден, Уна О’Коннор, ...

Сюжет. Сэру Уилфриду Робэртсу, престарелому адвокату, бережно опекаемому медсестрой мисс Плимсолл, поступает предложение защищать интересы Леонарда Стивена Воула, которому инкриминируется убийство. В невиновности подопечного его убеждает искренность чувств красивой женщины – Кристин Воул, в девичестве Хелм, и многоопытный юрист берётся за дело.

Мини-отзыв.

Идея судебного процесса заключается в том, что, если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, правда выплывет наружу (Джордж Бернард Шоу).

Мода на «судебные фильмы» не прошла мимо Билли Уайлдера, и в конце пятидесятых он обратился к прекрасной пьесе Агаты Кристи, до этого уже представленной на театральных подмостках, экранизованной ВВС, а также разыгранной в формате живой телепередачи. Но такова уж леди Агата: можно до конца жизни смотреть экранизации ее книг, и всё не надоест.

Поначалу может показаться, что никакой интриги нет. Мужчина обхаживал пожилую леди, нанося ей один визит за другим. Дела у него шли плохо, и он надеялся, что дружба с дамой поправит его финансовое положение. Однажды поздно вечером, когда у горничной был выходной, мужчина ушел от леди, а наутро ее нашли мертвой. Она завещала своему юному другу всё своё состояние. На пиджаке мужчины обнаружили кровь. Казалось бы, закрывай дело и завязывай скользящий узел, но адвокат уверен в невиновности подозреваемого.

И вот Уилфрид Робертс вступает в игру. За ним, как привязанная, ходит сиделка: кормит таблетками, сюсюкает, отбирает сигары. Забавно наблюдать их перебранки, зная, что в жизни Чарльз Лотон и Эльза Ланчестер являются супругами. У Лотона настоящее актерское лицо: стоит ему улыбнуться, как оно становится милым и приятным, стоит нахмуриться – и перед нами обиженный, надутый гном. Достаточно понаблюдать за его героем пять минут, чтобы перестать удивляться тому, что его «исключили из больницы за поведение, недостойное больного».

Про Марлен Дитрих и говорить нечего – кто её не знает! 56-летняя актриса, как всегда, на высоте: ее способность преображаться поражает воображение. А этот незабываемый голос, выговаривающий английские слова с жестким немецким акцентом! «Знойная женщина со стальным позвоночником», какой ее создал Штернберг. Она величественна даже в отчаянии.

Не будучи знакома с пьесой, я всё же на пятьдесят процентов угадала, кто убийца – дело в том, что старый добрый кодекс Хейса всегда облегчал эту задачу, заставляя поклонников неубиваемой интриги писать кипятком от злости. Но всё же было интересно до конца – не подвела ли интуиция? Ну да это же Агата Кристи, друзья – вот «10 негритят», скажем: все же знают, что убийца судья, но смотрят одну экранизацию за другой. Так что «Свидетель обвинения» наверняка будет интересен и поклонникам детективов, и ценителям олдскульного кино.

Билли Уайлдер «В джазе только девушки»
США, 1959 год
В ролях:
Мэрилин Монро, Тони Кертис, Джек Леммон, Джордж Рафт, Пэт О’Брайен, Джо Э. Браун, Нехемия Персофф, Джоан Шоули, Билли Грэй, Джордж Э. Стоун, ...

Сюжет. Когда чикагские музыканты Джо и Джерри случайно становятся свидетелями бандитской перестрелки, они в срочном порядке смываются на поезде во Флориду, прикинувшись женщинами. Теперь они – Джозефина и Дафна, новенькие и хорошенькие инструменталистки женского джаз-бэнда.
До поры до времени их маскировка срабатывает. Но вскоре любвеобильная солистка «западает» на переодетую мужчиной Джозефину, престарелый плейбой влюбляется в Дафну, а босс мафии, разгадав тайну маскарада, решает срочно разделаться со свидетелями…

Мини-отзыв.

– Вы играете на бирже?
– Нет, на укулеле.


Пьянство – порок не из приятных, но если вдуматься, то сухой закон – еще более страшная вещь. Рабы бутылки готовы платить любые деньги за всё, что содержит спирт, а значит, бутлегерский бизнес будет процветать. Будут притоны, замаскированные под похоронные бюро, будут кровавые разборки между мафиозными группировками. Билли Уайлдер, кстати, уделил сабжу достаточно много внимания, сняв “Lost weekend”, но сейчас речь не о нем, а о задорной комедии с переодеванием в женщин и джазом.

Будучи, по сути, экранизацией рассказа Роберта Торена и Майкла Логана, картина снималась по мотивам немецкого фильма «Фанфары любви» (1951), который, в свою очередь, представлял собой римейк одноимённой французской ленты 1935 года – такая вот путаница. Но если о предыдущих лентах мало кто слышал, то Душечку с ее «I Wanna Be Loved by You» знают практически все. Хотя вообще-то Уайлдер на ее роль прочил Митци Гейнор, а на роль Дафны – Фрэнка Синатру.

Самая известная блондинка планеты доставляла на съемочной площадке немало неприятностей. Ежедневно опаздывала на площадку на 2-3 часа, иногда вообще отказывалась выходить из гримёрки. Многие диалоги она могла прочесть только глядя на текст – например, в сцене прощального телефонного разговора Монро с Кёртисом видно, как её глаза бегают по строчкам. Чтобы снять правильно сцену, в которой Монро говорит: «Это я, Душечка», потребовалось 47 дублей, так как актриса говорила: «Душечка, это я» или «Это, Душечка, я». В другой сцене, в которой Монро, роясь в ящике стола, должна была спросить: «Где бурбон?», – актриса в течение 40 дублей спрашивала: «Где виски?», «Где бутылка?» и «Где бонбон?». Для подсказки в ящик стола была помещена бумажка с текстом, но Монро забывала, какой из ящиков она должна открыть. К 59-му дублю нужная фраза была произнесена, но в этот момент актриса стояла спиной к камере. А еще Мэрилин была беременна во время съёмок, в результате выглядела заметно толще, чем обычно. Для производства фотоматериалов о фильме использовались тела дублёрш, к которым впоследствии монтировали голову Монро.

Зато с мужчинами проблем не возникало. И Тони, и Джек справляются с текстами на ура, а как они очаровательны в женских образах! К слову, когда парни впервые примерили женские костюмы, они попробовали походить по студии Голдвин, и посмотреть, насколько они «сойдут» за женщин. Затем они попробовали поправлять макияж у зеркала одного из женских туалетов. Когда никто из присутствовавших не стал жаловаться, стало ясно, что убедительные женские образы создать удалось.

Профессиональный танцор, изображающий женщин, пытался научить Тони Кёртиса и Джека Леммона ходить на каблуках. После недели занятий Леммон отказался от помощи, сказав, что не хочет ходить как женщина, а хочет ходить как мужчина, пытающийся ходить как женщина. Но в общем-то, оба в итоге дефилируют получше некоторых дам, напоминающих цапель. Неудивительно, что на Дафну западает старик-миллионер мистер Филдинг! Его финальная фраза «Well, nobody’s perfect» заняла 48 место в списке «100 Лет… 100 Киноцитат».

В советском кинопрокате цензура вырезала 25 минут материала, среди которых больше половины поцелуев героини Мэрилин Монро и другие сцены, близкие к эротическим, а также ряд эпизодов, которые могли быть непонятны советскому зрителю. Я смотрела обе версии, урезанную и полную, и надо сказать, что цензура у нас умела действовать аккуратно. Ляпов, связанных с кромсанием, практически нет. Впрочем, за рубежом картина тоже навела шороху: наряду с «Психо» и несколькими другими фильмами она привела к отмене Кодекса Хейса в середине 1960-х.

Итак, подытожим: хороший сценарий, зажигательный актерский состав (куда уж горячее!), приятная музыка, потрясающие диалоги. Фильм определенно не зря является завсегдатаем всевозможных списков «самых-самых». Must see.

Билли Уайлдер «Нежная Ирма»
США, 1963 год
В ролях:
Джек Леммон, Ширли МакЛейн, Лу Джекоби, Брюс Ярнелл, Хершел Бернарди, Хоуп Холидей, Джоан Шоули, Грэйс Ли Уитни, Пол Дубов, Ховард МакНир, ...

Сюжет. Жизнь всегда преподносит нам сюрпризы, иногда такие, что остается только развести руками. Кто бы мог подумать, что слуга правопорядка, честный и неподкупный, обязанный охранять покой граждан день и ночь французский жандарм влюбится – в кого бы вы думали? – в проститутку! Но проститутку не простую! Поэтому мы понимаем, что не влюбиться в нее просто невозможно – так мила, так мила.

Мини-отзыв.

– У тебя в руках Павлова, и ты хочешь, чтобы она танцевала только для тебя!

Основой для фильма послужила популярная французская музыкальная комедия с тем же названием, с успехом шедшая на сценах Парижа, Лондона, а позже и на Бродвее. Правда, от песен Уайлдер отказался, и правильно сделал. Он не представлял себя в качестве режиссера, снимающего мюзикл (что не помешало ему, впрочем, снять «Императорский вальс»).

Джеку Леммону досталась роль кристально честного полицейского, который, разгуливая по улице Казановы среди вызывающе одетых девиц, не догадывается, чем они промышляют. А чего еще ждать от парня, всю жизнь патрулировавшего детские площадки? Помня о талантах Леммона в области переодеваний, сценаристы припасли для него и вторую роль: пожилого и неприлично богатого английского барона.

Ширли МакЛейн играет самую востребованную «ночную бабочку» по прозвищу Нежная Ирма. Её зеленые чулки и томный взгляд – из разряда вещей, которые трудно забыть. И уж точно не забудешь ее терьера-алкоголика с камнями в почках!

Картина динамичная и довольно смешная: как в силу комичных ситуаций (вроде обыска в квартире Ирмы), так и в силу забавных персонажей. Самая яркая роль второго плана – хозяин бара, выдающий напыщенные диалоги – весьма странные, учитывая их предмет. Так, он очень мило оправдывает ремесло жриц любви.

– Они занимаются любовью.
– Это же незаконно!
– Таков мир, в котором мы живем: незаконна любовь, а не ненависть. Ненавидеть вы можете где угодно, когда угодно и кого угодно, но если тебе нужно немного тепла, плеча, на котором можно поплакать, согревающей улыбки – ты вынужден прятаться в темных закоулках, словно преступник.


Ну, а фишка фильма заключается в загадочном английском бароне, который, будучи выдуманным изобретательным Нестором, зажил своей жизнью. Необычный и притягательный сюжетный поворот вносит ощутимый вклад в и без того весомую копилку плюсов «Нежной Ирмы». Кстати, к числу последних надо отнести безупречно выстроенные декорации, изображающие типичный квартал «красных фонарей».

Сняв нетипичную ленту для американского кино тех лет (проституция на экранах еще оставалась прерогативой европейского артхауса), Уайлдер, тем не менее, придал ей неповторимые черты, свойственные только ему: легкость, ненавязчивость, романтизм и много других фирменных деталей, по которым всегда можно вычислить этого режиссера.

Билли Уайлдер «Поцелуй меня, глупенький»
США, 1964 год
В ролях:
Дин Мартин, Ким Новак, Рей Уолстон, Фелиция Фарр, Клифф Осмонд, Барбара Пеппер, Скип Уорд, Доро Меранде, Бобо Льюис, Том Нолан, ...

Сюжет. В городке Климакс живут учитель музыки Орвилл, который по воскресеньям играет на органе в местной церкви, а всю неделю ревнует свою красавицу-жену Зельду даже к телеграфному столбу, и владелец автосервиса Барни. Они уже давно пишут эстрадные песни и безуспешно рассылают их агентам знаменитых певцов. И вот в один прекрасный день на бензоколонке Барни останавливается звезда эстрады и телевидения Дино. Друзья решают продать ему свои песни. Узнав, что Дино большой охотник до женского пола, хитроумные авторы придумывают дерзкий план – добиться благосклонности певца, а для этого подсунуть ему проститутку Полли, выдав ее за жену Орвилла.

Мини-отзыв.

Этот фильм, так же как и итальянский вариант 1952 года с Джиной Лоллобриджидой, основан на пьесе Анны Боначчо о девушке, которой пришлось стать женой на одну ночь. Для пуританского американского массового кино, на которое всё ещё сильно влияли традиции католической церкви, это был довольно дерзкий выбор темы. Так что Уайлдеру пришлось выдержать не первую и не последнюю в своей жизни атаку ярых поборников семейных ценностей. Режиссер недоумевал: на дворе капитализм, что такого в том, чтобы сдать жену напрокат? Та же «Квартира» не вызывала вопросов, будучи поданной под менее острым соусом…

С актерами получилось немало возни. Вместо задуманного Джека Леммона главного героя, Орвилла Спунера, начал играть Питер Селлерс, но из-за болезни ему пришлось устраниться. Тогда Уайлдер позвал Рэя Уолстона, но часть сцен пришлось переснимать. Полли Пистолет должна была сыграть Мэрилин Монро, но она умерла. Тогда остановились на Джейн Мэнсфилд (отличная кандидатура, кстати), но она забеременела. Так в проекте появилась Ким Новак, грустновато-флегматичная и в то же время дерзкая девушка, внешностью слегка напоминающая певицу Пинк. Хоть с Дином Мартином проблем не возникло: он с удовольствием сыграл «плохую версию себя».

Как и следовало ожидать ещё при пост-продакшене, фильм, выйдя на экраны, завоевал репутацию безвкусного, вульгарного и полного сортирного юмора. Нынче такие представления о пошлости выглядят наивными – видимо, капиталистическая система ценностей вконец вытеснила из голов людей средневековые представления о святости семейных уз. Ну, кого сейчас удивишь женщиной, которая изменяет мужу? Надо полагать, нелестные отзывы критиков немного попортили кровь Уайлдеру. Что-то сказали бы эти критики про кинематограф 21 века?

Итак, лично я со своих позиций особой пошлости не заметила, хотя все герои кроме Полли тошнотворны до невозможности. Зато неимоверно забавляют попытки Орвилла нарочно поругаться с женой, дабы та ушла к маме на одну ночь.

– Возможно, мама сложный человек, но…
– Сложный?! Она невыносимая, противная, злая, крикливая, назойливая старая кошелка! Что ты на это скажешь?!
– Ну, в целом я с тобой согласна.


Если кому-то такое дочернее отношение кажется кощунственным, спешу успокоить: мамаша у Зельды действительно такая, что от нее и к Синей Бороде уйдешь с легким сердцем. Говорю же: нормальных персонажей тут в принципе нет.

У фильма есть бесспорный плюс. Благодаря ему, теперь я знаю, что большие лунки ногтей – признак джентльмена.

Билли Уайлдер «Частная жизнь Шерлока Холмса»
Великобритания, 1970 год
В ролях:
Роберт Стивенс, Колин Блейкли, Женевьев Паж, Кристофер Ли, Тамара Туманова, Клайв Ревилл, Айрин Хэндл, Молли Морин, Стэнли Холлоуэй, Катрин Лэйси, ...

Сюжет. В один прекрасный вечер на пороге дома 221Б по Бэйкер-стрит появляется прекрасная бельгийка Габриэль Валладон и умоляет Холмса найти ее пропавшего мужа. Хотя таинственный брат Майкрофт предупреждал Холмса не браться за это дело, Шерлок не отступает, и след приводит его в Шотландию, на берега знаменитого озера Лох-Несс, где Холмс и Ватсон лицом к лицу сталкиваются с легендарным чудищем…

Мини-отзыв.

Известный факт: по числу экранизаций приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона попали в Книгу рекордов Гиннесса. На данный момент насчитывается около 210 кинокартин с участием сыщика, но это число не прекращает расти. Конечно, среди этих двух сотен есть самые разные фильмы, каноничные и не очень. Уайлдер не преминул предупредить зрителя в начальных титрах: «По мотивам персонажей, созданных Артуром К. Дойлем». То есть персонажи – старые и знакомые, но их трактовка режиссером может отличаться от оригинальной. Здесь хочется процитировать Уайлдера, дабы продемонстрировать поклонникам Камбербетча, что далеко не Гэтисс и Моффат первыми стали высказывать любопытные теории касательно ориентации Шерлока:

«Я должен был проявить больше храбрости. У меня есть теория. Я хотел, чтобы Холмс у меня был гомосексуален и не признавался в этом никому, может быть, даже самому себе. Бремя этой тайны – причина, по которой он принимал наркотики».

Как ни странно, в консервативной Британии такой взгляд никого особенно не шокировал, и картину вполне благосклонно приняли и критики, и простые зрители, хотя сборы оказались так себе. Надо полагать, Холмс настолько любим народом, что его примут в любом обличии: гея, зоофила, афроамериканца, женщины. Лишь бы дедуктивный метод работал, остальное – суета!

Персонажи у Уайлдера получились на порядок живее, чем в литературном первоисточнике, особенно Ватсон. Зато приятно видеть, как Холмс привычно брюзжит на тему измельчания преступного мира и ставит эксперименты, изучая табачный пепел. Правда, великий сыщик гораздо чаще демонстрирует простую наблюдательность, нежели дедуктивный метод – это, на мой взгляд, существенный минус.

Что касается сюжета, то он показался мне самой интересной частью картины, ибо даже с полу-каноничными героями и отсутствием дедукции «Частную жизнь» приятно смотреть – увлекает не хуже рассказов сэра Артура. На секретной службе ее Величества Холмс бывал уже не раз (и в книгах, и в кино), и несмотря на некоторую патетику, это всё же выглядит неплохо. А благодаря Лох-Несскому чудовищу история получилась немного смахивающей на большинство приключений Нэнси Дрю – у нее тоже всё начинается с мистики.

По поводу уже не раз упоминавшейся клюквы могу сказать – да, она есть, но ведь балалаечники действительно отменно играют! (а члены труппы действительно обмывают закрытие сезона морем спиртного). Если бы актеры еще немного поработали над произношением, была бы вообще красота. К тому же это сейчас, в XXI веке, водка и медведи всем осточертели, а в семидесятых они были своего рода символом.

Хотя Уайлдер не англичанин, передать английскую атмосферу ему, в общем, удалось. Фильм пестрит тонкими шутками и отлично прописанными диалогами.

– Признайте, Ватсон, у вас есть склонность к романтизации.
– Я протестую!
– Вы написали, что мой рост – 193 сантиметра, во мне же от силы 185.
– Поэтическая вольность.
– Вы одели меня в невероятный костюм, и теперь весь свет ждет, когда я его надену.
– Это всё иллюстратор.
– У вас я скрипач-виртуоз, и теперь Ливерпульский симфонический оркестр приглашает меня солировать на концерте Мендельсона. А я вряд ли подошел бы даже для второсортного Мюзик-холла.
– Вы слишком скромны.


Разве этот диалог не мог бы в действительности происходить между Холмсом и Ватсоном, будь они из плоти и крови? Кстати, «невероятным костюмом» (в том числе и знаменитой кепкой) сыщик действительно обязан первому иллюстратору рассказов Дойля – Сидни Пэджету.

А напоследок – актерский состав. Для меня каноничный образ Холмса и Ватсона представляет собой некую точку и расположенные вокруг нее концентрические окружности. Центральная точка – это книжные образы, в ее ближайшей окрестности – дуэт Ливанов-Соломин. Роберт Стивенс и Колин Блейкли располагаются где-то в третьем кругу из имеющихся десяти, то есть довольно близко к центру.

Женщинам в фильмах про Холмса положено быть на вторых ролях, посему мельтешение Женевьев Паж мне не вполне понравилось, но внешность у нее эффектная – чем-то напоминает Мишель Мерсье. Порадовал Кристофер Ли в роли Майкрофта. А главная фишка – это великолепная Тамара Туманова, балерина с русскими корнями. Может, она не так известна широкому кругу, как Павлова или Плисецкая, но профессионализмом она им не уступала. По словам Юрия Зорича,

«Тамара всегда была гордостью балета! У неё фантастическая техника; мы шутили: когда она делает арабеск, то можно выйти пообедать, вернуться, а она всё ещё будет стоять в арабеске».

И если вы, посмотрев фильм Уайлдера, усомнились в том, что мужчины стрелялись из-за нее и сводили счеты с жизнью, просто загляните на страничку в Вики и узрите, как Тамара выглядела в молодости.

Подытоживая сказанное выше, «Частная жизнь Шерлока Холмса» – весьма достойная картина, и уж любителям Шерлока точно не стоит проходить мимо неё.

Билли Уайлдер «Федора»
Франция, Германия (ФРГ), 1978 год
В ролях:
Уильям Холден, Марта Келлер, Хильдегард Кнеф, Хосе Феррер, Фрэнсис Стернхаген, Марио Адорф, Стивен Коллинз, Генри Фонда, Майкл Йорк, Ганс Ярай, ...

Сюжет. Разорившийся продюсер Барри Дедвайлер, когда-то в юности близко знавший знаменитую актрису Федору, прилетает на греческий остров Корфу с единственной целью: уговорить ее сняться в фильме «Прошлогодний снег», сценарий которого написан по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина». Встрече всячески препятствует загадочное окружение Федоры: парализованная графиня Собриански с сыном, косметолог доктор Вандо и преданное лицо графини мисс Бальфур. Да и сама вилла «Каллипсо», где живет Федора, огороженная колючей проволокой, с телефоном и коньяком, запертыми в шкафу, производит странное впечатление. После загадочной гибели знаменитости, продюсер напрямую обвиняет эту «веселую компанию» в том, что они довели Федору до самоубийства…

Мини-отзыв.

«Федора» – один из последних фильмов Уайлдера и самый, пожалуй, нехарактерный для него. Основанный на рассказе Томаса Трайона, он появился в довольно сложный для режиссера период, когда одна за другой его работы проваливались в прокате. Времена романтических комедий с Монро и Хэпберн миновали, и требовалось что-то новое. В итоге родилась «Федора»: пугающий, тягучий и загадочный фильм, в котором до самого конца сохраняется интрига.

Уайлдер видел в качестве Федоры Марлен Дитрих, но ей не нравился сценарий. Так в проекте появилась швейцарка Марта Келлер: немного балерина, немного модель, немного актриса (внешне она мне немного напомнила Джулиану Мур). За плечами у нее из крупных ролей была только работа в картине «Черное воскресенье». Тем не менее, если не считать мороки с озвучкой, съемки прошли удачно.

Но увы, нельзя сказать того же о прокатной судьбе «Федоры». Allied Artists отказалась заниматься прокатом, так как на предпоказе публика приняла ленту холодно. Lorimar Productions предложила было попытать счастья на телевидении, но тут вмешалась United Artists, предложив еще один предпоказ. Зрители опять отнеслись к фильму без энтузиазма, да еще и смеялись там, где не надо. В итоге Уайлдер плюнул на всех и сказал, что ничего менять в угоду публике он не будет, а есть прокат или нет – его не волнует.

В «Федоре» нетрудно углядеть некоторую горечь: воспоминания о том, каким было кино, и усмешку, вызванную его теперешним состоянием. В «Бульвар Сансет» это, конечно, выражалось еще ярче. И здесь, и там чувствуется роскошь угасания, старческая сумасшедшинка, старомодная величественность. Невероятный, разительный контраст с Уайлдером пятидесятых! Режиссер дошел до того, что насытил своё детище символизмом и перекрестными ссылками – типичный признак долгой карьеры в кино. Приятно было видеть ссылку на старый-старый «Императорский вальс»!

Актерский состав далеко не звездный, но мне понравилось, как они сыгрались, особенно пресловутое окружение Федоры: Собриански, доктор Вандо, Бальфур, Критос. Эдакая шайка-лейка. Не могу сказать, насколько обоснованы обвинения в предсказуемости – я до самой развязки не разгадала, в чем тут секрет. Но, в конце концов, есть люди, которые (с их слов) с самого начала знали, в чем фишка «Шестого чувства» или «Острова проклятых». Отсюда вовсе не следует, что эти фильмы слабы. С «Федорой» то же самое. Это практически финальный аккорд, завершающий жизнь и творчество Уайлдера, и он не фальшив.

@темы: кино, рецензии

URL
Комментарии
2013-04-07 в 03:07 

Prue Stevens
Ожидай неожиданного, и ничто не застанет тебя врасплох (с)
Пыталась когда-то смотреть "Зуд седьмого года", но что-то как-то не пошло.
А из перечисленных видела "В джазе только девушки" (ну это само собой, как-никак, один из наилюбимейших :) ), "Любовь после полудня" и "Сабрину". Еще "Нежная Ирма" в загашнике.
Может, какая-нибудь добрая душа подскажет мне: Одри вообще способна играть волевых, решительных, жестких героинь? А то актер одного образа – это немножечко печально.

Могу, кстати, согласиться, что Хэпберн далеко не гениальная актриса, хотя мне она очень нравится как раз за свое обаяние. Но если не видели "Детский час" с ней и Ширли Маклейн, то очень советую. Может, там не такая уж жесткая героиня, но разительно отличается от многих ее ролей.

2013-04-07 в 19:00 

Queen Kong
Дорога мой дом, и для любви это не место
Но если не видели "Детский час" с ней и Ширли Маклейн, то очень советую.

О, люблю Ширли Маклейн. Надо будет обязательно выкроить время на этот фильм. Тем более, что 1) сюжет немного напомнил "Сабрину в школе" Сидони-Габриэль Колетт, 2) Уайлер - неплохой режиссер. Отправила на Кинопоиске в папку "Посмотреть!".

URL
   

Портрет ученого в юности

главная