Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
13:46 

И снова об авторских правах

Queen Kong
Дорога мой дом, и для любви это не место
Может, эта статья и попахивает конспирологией, но всё же она меня задела за живое, так что не могу не перепостить.

Газета "Труд" пишет:

На минувшей неделе «Википедия» заблокировала на сутки работу своей англоязычной версии. Ее протестующих сотрудников поддержали крупнейшие интернет-ресурсы — от Facebook до eBay, — выступившие единым фронтом против обсуждения законопроекта по борьбе с онлайн-пиратством SOPA и PIPA, расширяющего возможности американских правоохранительных органов и правообладателей в борьбе с нелегальным контентом. Законодатели сдались мгновенно — глава юридического комитета палаты представителей, конгрессмен-республиканец из Техаса Ламар Смит выразился лаконично: «Совершенно понятно, что нам необходимо пересмотреть подход к этой проблеме и выбрать другой способ борьбы с зарубежными пиратами, крадущими американские изобретения и продукцию». По сложившемуся на Западе мнению, Россия, страна жуликов и воров, стала наравне с Китаем удобной гаванью для таких пиратов. Но как это часто бывает, громче всех кричит «держи вора!» сам укравший.

Современная система авторского права, действующая на Западе (и принятая недавно у нас), решает две задачи: извлечение прибыли из интеллектуальной собственности и контроль над интеллектуальной деятельностью. Защищает эта система в первую очередь интересы правообладателей, то есть крупнейших транснациональных медиакорпораций — большую четверку звукозаписывающих компаний и десяток киностудий. Защита интересов авторов и общества громко и настойчиво декларируется, но, разумеется, используется только для пиара.

В России эта система начала создаваться на волне вступления в ВТО. Фактически был наложен запрет на свободное обращение печатных, кино-, теле-, аудио- и фотоматериалов, а главное — научных работ, созданных в советское время.

Контроль за интеллектуальной деятельностью обеспечивает самое эффективное управление общественным сознанием. Неугодные авторы, темы и смыслы на рынке просто не появляются. Оценить, насколько эта система эффективнее прямой цензуры, легко на примере поэта Александра Галича, чьи песни во времена СССР и самиздата во многом были голосом «шестидесятников». Так вот, много лет советская система вела безуспешную борьбу с его песнями, а борцы за копирайт справились с ними шутя — Галич успешно запрещен до 2047 года.

Цензура по-американски

Окончательно добровольное подчинение системе американского контроля над интеллектуальной собственностью на крайне невыгодных для России условиях (причем преимущества от вступления в ВТО так и остались не совсем понятны) произошло после принятия 4-й части Гражданского кодекса. Можно увидеть в этом мировой заговор врагов России. Или результат лоббирования крупнейших звукозаписывающих компаний, борющихся с пиратством в интернете. Но в результате весь интеллектуальный продукт, собранный в издательстве «Наука» (а это помимо книг и большинство научных журналов послевоенного времени), оказался, по сути, приватизирован. (Кстати, в еще более странном положении оказывается научная мысль бывших советских республик. В скором времени щенячий восторг «освобождения от московского ига» пройдет, но копирайт на интеллектуальный продукт останется).

Судьба огосударствленного интеллектуального продукта аналогична приватизированному. «Советская энциклопедия» (ныне «Большая российская энциклопедия») — научное издательство, федеральное государственное унитарное предприятие, подведомственное «Роспечати». Совместно со студией Multimedia.ru (Autopan) в рамках проекта «Золотой фонд российских энциклопедий» подготовлены электронные версии БСЭ (3-е издание), ММЭ и ИЭС (НИЭС) на компакт-дисках. Права на онлайн-версии принадлежат порталу «Рубрикон» — доступ, как нетрудно догадаться, платный…

Итак, все накопленные за последние 70 лет знания почти не имеют шансов при нынешней трактовке законов стать общедоступным продуктом в интернете.

Казалось бы, это сделано по аналогии с США, где наложен запрет на свободное обращение произведений, опубликованных после 1923 года: дата установлена так называемым законом Микки-Мауса, принятым в интересах компании Walt Disney. Однако с точки зрения идеологии разница колоссальная. В США все произведения, созданные на правительственные деньги (в том числе вся идеологическая продукция), автоматически выводятся из-под действия копирайта и беспрепятственно и легально распространяются по всему миру. В России все произведения, вышедшие с 40-х годов XX века, запрещены для свободного обращения как в стране, так и за рубежом. При этом контроль за соблюдением этого запрета у нас осуществляют фактически филиалы западных НКО (уже собирающие миллиарды рублей). Один из ретивых представителей такого филиала недавно оштрафовал хор ветеранов, исполнявших песни военных лет на День Победы во время народных гуляний…

Встает простой вопрос: кого же защищают ограничения на использование культурного наследия СССР? Авторов? Вовсе нет! Создатели самой популярной советской киноклассики — режиссеры, сценаристы, актеры — если и получают какой-то гонорар за бесконечный прокат их фильмов на коммерческом ТВ, то не могут на него подчас даже в кино сходить… Основной аргумент не платить — «они уже получили гонорары от государства». Интернет и телевидение переполнены историями нищеты пожилых звезд советского кино…

Можно сослаться на гримасы советского права. Так, например, авторские права на все советские фильмы перешли к государству в лице разных ФГУПов. Так что право использования фрагментов фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна необходимо покупать! Но ведь непосредственные создатели всей этой интеллектуальной собственности, перечисленные в титрах, ничего не имеют. Ведь их действия по передаче сценариев, исследований, переводов и всего-всего остального в советский период не предусматривали введения 4-й части ГК. Живые создатели интеллектуальной собственности ничего не получают за прокат уже не принадлежащих им кинолент. Создатели мультперсонажей из «Ну, погоди!», «Чебурашки» и других лент оказались как бы ни при чем при выплате авторских гонораров как при производстве игрушек в советское время, так и сейчас… Несколько еще живых художников безуспешно пытались отстоять свое право перед «Фильмофондом киностудии «Союзмультфильм». Для чего же государство ограничивает распространение прекрасных советских фильмов и мультиков (так необходимых всем детям как противоядие против тележвачки), снятых на народные деньги в СССР? Оказывается, вовсе не для того, чтобы защитить права пожилых авторов советской классики, а чтобы пополнить бюджеты еще пары десятков госконтор.

Творцы и менялы

Однако если прокат кинолент еще является коммерчески доходным, то монографии по фундаментальной науке к бестселлерам отнести никак нельзя. А все авторские права издательства «Наука», то есть все творчество АН СССР, переданы под контроль СП, учрежденного американской компанией Pleiades Publishing: председателем совета директоров «Плеядис» был Роберт Моссбахер, министр торговли в администрации Буша, а одним из членом совета — Джеймс Бейкер, бывший госсекретарь США. Сегодня Pleiades Publishing совместно с ООО «Интра-Центр+" (владельцем портала elibrary.ru) создали РУНЭБ («Российская универсальная научная электронная библиотека»), которая контролирует всю российскую научную публицистику в электронном виде. Академия наук России не имеет к данному проекту даже формального отношения.

Получив бесплатно (по крайней мере, по документам) авторские права на всю российскую научную интеллектуальную собственность, новые владельцы сразу же озаботились проблемой авторских прав. Вот что говорит господин Шусторович, новый управляющий всем российским научно-техническим наследием: «Одним из основополагающих принципов, который мы с самого начала хотим заложить в деятельность новой компании, является очень серьезное отношение к вопросам соблюдения авторского права». Знали ли академики Александров или Келдыш, когда отдавали свои рукописи в издательство «Наука», что на 70 лет передают и все права на «придуманное ими» господину Шусторовичу?

И вот результат «серьезного отношения» — первый абзац типового договора об авторских правах с сайта издательства «Наука»: «Автор с момента вступления настоящего Договора в силу предоставляет Издателю на безвозмездной основе на срок действия авторского права, предусмотренного действующим законодательством РФ, исключительную лицензию на использование созданного Автором (Соавторами) научного произведения».

Или вот еще цитата: «Издатель журналов на английском языке уведомляет, что ставка авторского гонорара по журналам: Studies on Russian Economic Development, Herald of the Russian Academy of Sciences, Pattern Recognition and Image Analysis, Russian Journal of Mathematical Physics, Glass Physics and Chemistry, Physics of Particles and Nuclei Letters, Polymer Science, Ser. A., Polymer Science, Ser. B., Polymer Science, Ser. C., p-Adic Numbers, Ultrametric Analysis, and Applications составляет 0 (ноль) долларов США».

Без сомнения, большинство российских ученых и не подозревают, что исключительные права на все публикации их трудов на английском языке принадлежат американской компании Pleiades Publishing. Масштабы деятельности компании поистине грандиозны. Группа Pleiades Publishing издает более 180 журналов на английском языке. Академиздатцентр «Наука» совместно с «дочкой» Pleiades Publishing и РАН МАИК «Наука/Интерпериодика» выпускают более 200 журналов на русском языке практически по всем направлениям современной науки. Суммарный выпуск двух этих холдингов — более 2 тысяч наименований научной и учебной литературы в год.

А вот как используется это самое «исключительное право»: в июле 2006 года на сайте springerlink.com было открыто хранилище электронных копий всех издаваемых компанией журналов — более 3 млн единиц хранения. Однако доступ в него является платным!

Итог этой деятельности таков: вся отечественная научная периодика доступна всем крупным западным научным центрам и практически недоступна для отечественных исследователей (стандартная цена за просмотр статьи — 10 долларов, за журнал — 50 долларов).

Российский широко рекламируемый ресурс eLibrary.ru предоставляет полнотекстовые коллекции российских научных журналов (более 2,2 тысячи наименований), архив зарубежной научной периодики и описаний диссертаций (свыше 6,3 тысячи научных журналов, свыше 14 млн статей, более чем 1,2 млн описаний диссертаций). Туда доступ тоже очень даже не свободный. И что может помешать радикально изменить цену этого доступа в тот момент, когда собранные знания понадобятся для новой индустриализации, объявленной главным кандидатом в президенты Путиным?

Непонятно не только то, почему этот закон об интеллектуальной собственности имеет обратную силу, но и действия по передаче этой собственности в условиях нерыночной экономики, несвободы. Тогда надо предположить, что продукция КБ Туполева, Королева, Мясищева и многих других, работавших в 40-50-х годах в условиях ГУЛАГа (в так называемых «шарашках»), принадлежит прямому преемнику лагерей НКВД — пенитенциарной системе Минюста РФ? Возник странный парадокс: в то время как интеллектуальную собственность в России до сих пор нельзя внести в уставной капитал при создании предприятия, вступившая в силу 4-я часть ГК об интеллектуальной собственности стала иметь обратную силу-то есть распространяться на действия, совершенные задолго до написания гражданского кодекса и очевидно не предполагавшие его введение.

Таким образом, Россия без всякой не то что борьбы, но даже без дискуссии отдала свой огромный интеллектуальный капитал под внешний контроль. Причем даже не другого государства, а частных лиц из другого государства. Можно объяснить это беспечностью академиков или алчностью аппарата уважаемого учреждения, но все послевоенные интеллектуальные достижения СССР теперь оказались под «ЗАОкеанским» управлением…

Выход есть: копилефт

Наше отечество готово сегодня тратить десятки и сотни миллиардов рублей на инвестиции в науку, первые лица страны обсуждают проблему низкой цитируемости русских ученых в мире. При этом не делается даже попытки организовать при поддержке государства систему перевода лучших работ отечественных ученых на английский и свободного, широкого распространения их в мире через интернет. Более того, нынешняя система прямо запрещает их распространение и на русском языке. Странная картина: споры о состоянии и финансировании науки в России заполняют газеты и интернет, а вопрос о праве собственности на результаты российской науки не интересует никого — попробуйте поискать информацию о том, что мы рассказали, в интернете или в прессе.

Срочная корректировка, а вернее, немедленное развитие законодательства об авторском праве позволит России сделать стремительный рывок в современном информационном и интеллектуальном пространстве. Все уже оплаченное государством (например, через бюджет РАН) должно быть в свободном доступе, по принципу копилефта. Образование, наука, культура должны быть общедоступны. И максимально бесплатны, если речь идет о самообразовании. В этом одна из основных функций государства — создание и распространение интеллектуального продукта. Для начала можно было бы рассмотреть необходимость замены режима использования всех интеллектуальных продуктов, в создании которых используются бюджетные или благотворительные средства, с копирайта на копилефт, а в законах об авторских правах разделить понятия коммерческого и общественно значимого интеллектуального продукта. Это позволит нашей стране из объекта идеологического манипулирования стать активным игроком, формирующим повестку дня и политику в этих сферах.

Вместо послесловия

Вопрос: как вы думаете, чьи карты и почему иллюстрируют Великую Отечественную войну в русскоязычной «Википедии»? Ответ: карты с сайта Вест-Пойнта, высшей военной школы США, так как они находятся в свободном доступе — они созданы на госсредства США, на них распространяется правило копилефта. И карты на немецком (!) языке…

Штрихи к портрету

Основатель замечательного издательства (не имеющего даже собственного сайта!) Pleiades Publishing, Inc. Александр Шусторович — человек известный в мире. Надо сказать, известный скандально, отнюдь не своей благотворительностью. Его прозвали «урановым мальчиком» — в связи с мировым скандалом вокруг продажи российского обогащенного урана и серией судебных исков к России, в том числе и на сумму 1 млрд долларов!

В свое время предвыборный штаб Буша-младшего не взял у Шусторовича деньги в дар — 250 тысяч долларов! А Российская академия наук отдала ему всю российскую науку на откуп?! Подарила?! И это стало основным научным достижением РАН за последние годы — если, конечно, не считать создание комиссии по лженауке, деятельность которой поддерживается в первую очередь работающими за рубежом учеными.

К чему эти попытки сделать знания доступными только для избранных? К выделению ярко выраженной интеллектуальной элиты? Мне всё это очень, очень не нравится. Хуже всего то, что на подходе поколение, которое скажет: "Ну и сдалась нам эта наука, еще не хватало платить за такую фигню!"... Плоды моего интеллектуального труда должны принадлежать людям, независимо от того, нужны они им в данный момент или нет. Мне не требуются никакие деньги, никакая слава - это просто благодарность обществу, которое создало для меня те условия, в которых я смогла достичь того уровня, что дает мне возможность самой созидать. Бесчеловечно решать за меня, кому принадлежат мои мысли, и еще бесчеловечней отнимать их у тех, для кого они предназначены.

В последний раз я так бесилась, прочтя "Серых кардиналов образования". Потому-то я и читаю новости так редко - нечему радоваться.

@темы: накипело, общественное

URL
Комментарии
2012-06-07 в 12:17 

В последний раз я так бесилась, прочтя "Серых кардиналов образования". Потому-то я и читаю новости так редко - нечему радоваться.

Согласен на 100%. То, что делают со школой - просто мерзко. Теперь эти ребята берутся за высшее образование...
Neofit

URL
2012-06-07 в 17:25 

Queen Kong
Дорога мой дом, и для любви это не место
О да. Реформы уже аукаются вовсю.

URL
   

Портрет ученого в юности

главная